С сентября 2023 года в Россию можно будет ввозить не больше 15% доступных сейчас иностранных лекарств для животных. Об этом предупреждает Ассоциация ветеринарных фармацевтических производителей (АВФАРМ), которая объединяет в том числе MSD Animal Health, Boehringer Ingelheim, Elanco и Zoetis. Копия соответствующего письма, направленного 9 июня на имя замглавы комитета Госдумы по экономической политике Станислава Наумова, есть у RTVI.

Такая ситуация, по мнению производителей, может возникнуть из-за того, что с сентября 2023 года вступают в силу поправки в закон «Об обращении лекарственных средств». Для вывода на российский рынок каждой новой серии иностранного препарата будет нужно предоставлять контролирующим органам актуальный сертификат о соответствии его производства требованиям GMP (Good Manufacturing Practice — Правил надлежащей производственной практики). Сейчас такой документ требуется только для регистрации и первичного ввоза нового ветеринарного лекарства.

Подсчеты АВФАРМ основаны на сроках истечения действующих сертификатов, а также времени проведения новых GMP-инспекций. Для соответствующих проверок сотрудники Россельхознадзора, как правило, выезжают непосредственно на производство, объяснил RTVI исполнительный директор АВФАРМ Семен Жаворонков. Сейчас это осложняется тем, что многие площадки находятся в так называемых недружественных странах, уточнил он.

По оценке Жаворонкова, из почти 900 наименований иностранных ветпрепаратов ввозить в страну с сентября следующего года можно будет лишь не более 150. При этом по многим отраслям сельского хозяйства на долю зарубежных сейчас приходится до 70% всех используемых препаратов.

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтвердил, что в зависимости от заболевания и вида животного доля импортных препаратов, используемых в животноводстве, высока. То же самое сказал и гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов отмечает, что, помимо проблем с выездными проверками на предприятиях в недружественных странах, существует недостаток и самих специалистов. По его мнению, оба этих фактора действительно могут значительно увеличить сроки проведения инспекций, которые и ранее могли занимать до нескольких месяцев, говорит эксперт. По оценке Беспалова, больше 50% импортируемых ветпрепаратов закупают сельхозпроизводители, а оставшееся используется для домашних животных.

Жаворонков не исключает, что дефицит препаратов может подтолкнуть потребителей к поиску новых способов получения лекарств. При этом если крупные сельхозпредприятия смогут справиться с этой задачей, то средних по размеру хозяйств и владельцев домашних животных эта проблема коснется максимально.

RTVI направил запрос в Минсельхоз, на момент публикации в министерстве не ответили. В апреле этого года там заявляли, что в России существуют аналоги всех востребованных на рынке зарубежных ветпрепаратов, в том числе вакцин и средств диагностики для животных, а также «собственные уникальные разработки».

Мария Котова