Агентство национальной безопасности (АНБ) США три года назад узнало, что китайские хакеры взломали «чувствительные оборонные сети» Японии. Об этом сообщает The Washington Post (WP) со ссылкой на американских и японских официальных лиц, которые только сейчас поделились с изданием информацией о взломе.
«Это было плохо — шокирующе плохо»
«Осенью 2020 года АНБ сделало тревожное открытие: китайские военные хакеры взломали секретные оборонные сети самого важного стратегического союзника Соединенных Штатов в Восточной Азии. Кибершпионы из Народно-освободительной армии проникли в самые чувствительные компьютерные системы Японии», — сообщает газета, опросившая «дюжину действующих и бывших официальных лиц США и Японии».
Собеседники согласились говорить с изданием на условиях анонимности «из-за деликатности вопроса». По словам сразу трех бывших высокопоставленных американских чиновников, китайские хакеры «имели глубокий и постоянный доступ [к сведениями] и, похоже, охотились за всем, что могло попасть им в руки, — планами, возможностями, оценками военных слабых мест».
«Это было плохо — шокирующе плохо», — вспоминает экс-чиновник Пентагона, который в свое время был по горячим следам проинформирован о взломе, о котором ранее публично не сообщалось.
«Кибератака в 2020 году была настолько тревожной, что генерал Пол Накасоне, в то время глава АНБ и киберкомандования США, и Мэтью Поттинджер, который тогда занимал пост заместителя советника Белого дома по нацбезопасности, помчались в Токио. Они проинформировали министра обороны [Японии], который был настолько обеспокоен, что договорился с американцами, чтобы те предупредили самого премьер-министра», — рассказывает WP.
Американские делегаты сообщили японским коллегам, что Пекин взломал оборонные сети Токио. Кибератаку признали «одной из самых разрушительных» в современной истории Японии.
«Японцы были застигнуты врасплох, но дали понять, что разберутся с этим», — вспоминают собеседники издания.
Трампу и Байдену — не до китайских хакеров
Между тем Белому дому в момент кибератаки было не до китайских хакеров: проигравший на президентских выборах Дональд Трамп был занят оспариванием победы Джо Байдена, а чиновники администрации готовились к переходному периоду. Накасоне и Поттинджер проинформировали о ЧП в Японии нового советника по нацбезопасности Джейка Салливана, однако и новая команда не спешила вплотную заниматься японскими делами.
«К началу 2021 года администрация Байдена освоилась, и чиновники по кибербезопасности и обороне поняли, что проблема обострилась. Китайцы все еще находились в сетях Токио», — констатировали собеседники WP.
В ноябре в Токио вылетела делегация во главе с Энн Нойбергер — высокопоставленной сотрудницей АНБ, назначенной при Байдене на новую должность советника по кибербезопасности. Визит выглядел как чрезвычайный, ведь Япония все еще была закрыта на карантин из-за пандемии. Американцы встретились с высшими военными, дипломатами и разведчиками Японии.
«Чтобы защитить конфиденциальные источники и методы, Нойбергер не могла прямо сообщить японцам, откуда американским агентствам стало известно о китайском взломе. Она попыталась косвенным образом заверить Токио, что американцы не попали в японские сети, но подозрения в этом оставались. Ведь японцы, как и другие союзники, знали, что Соединенные Штаты шпионят за партнерами», — отмечает WP.
Еще в 2015 году сайт WikiLeaks раскрыл, что АНБ шпионило за 35 целями в Японии, включая членов кабинета министров и корпорацию Mitsubishi. Байден, тогда вице-президент США, вынужден был позвонить тогдашнему премьер-министру Синдзо Абэ, чтобы извиниться за «причиненные неприятности».
«Залатать дырявое судно»: новая киберстратегия Японии
На фоне скандала с китайскими хакерами Япония приступила к работе над новой киберстратегией, рассказывают собеседники WP. Страна запустила киберкомандование, которое отслеживает сети в режиме «24/7», а также внедрила программу для непрерывного анализа рисков во всех компьютерных системах вооруженных сил. Кроме того, японцы совершенствуют подготовку специалистов по кибербезопасности и планируют потратить на нее $7 млрд в течение пяти лет.
«За годы до того, как Китай дерзко взломал японские сети, Япония считалась «дырявым судном». Во время холодной войны советские оперативники использовали старую добрую тактику, извлекая выгоду из слабостей людей, падких на еду, напитки, деньги и азартные игры, чтобы обрабатывать японских журналистов, политиков и офицеров разведки. <…> Япония была раем для шпионов», — утверждает политолог из Массачусетского технологического института и историк японских спецслужб Ричард Сэмюэлс.
По словам эксперта, лишь в 1990-е годы японские официальные лица начали, наконец, осознавать, как важно ужесточить доступ к разведданным — во многом с подачи США.
После предполагаемого кибервторжения со стороны КНР «японцы вышли за рамки традиционной схемы «щит и копье», в соответствии с которой Токио фокусируется на самообороне страны, в то время как Вашингтон предоставляет «ядерный зонтик», защищающий Японию и Южную Корею».
Теперь японские военные разрабатывают средства нанесения контрудара, способные поражать цели в материковом Китае. Страна закупает американские крылатые ракеты «Томагавк», а также выдала разрешение Соединенным Штатам разместить новый передовой полк Корпуса морпехов на отдаленных островах к юго-западу от Окинавы. Этот район наряду с самыми северными островами Филиппин обеспечивает близость американских военных к Тайваню в случае возникновения конфликта с материковым Китаем.
Между тем с середины 2021 года правительство США и западные фирмы по кибербезопасности «задокументировали растущее проникновение КНР в критически важную инфраструктуру самих Соединенных Штатов, на Гуаме и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона». «Цели включают коммуникационные, транспортные и коммунальные системы», — утверждала компания Microsoft в мае.
В Вашингтоне также настаивают на том, что китайские хакеры якобы «недавно взломали электронную почту министра торговли США, посла США в Китае и других высокопоставленных дипломатов». Причем происходит это на фоне попыток администрации Байдена разморозить отношения с Пекином.