Журналист Владимир Познер принял участие в онлайн-встрече американского Ubiquity University, посвященной годовщине полномасштабного российско-украинского конфликта. Познер, который не высказывался публично о российской военной операции, в своем выступлении заявил, что США неправильно себя вели по отношению к России после развала СССР, высказал свое мнение о причинах начала боевых действий на Украине и о том, насколько россияне поддерживают действия Владимира Путина. RTVI приводит пересказ выступления Познера.

Модератор дискуссии, основатель и президент университета Джим Гаррисон, спросил у Познера, почему, по его мнению, за последние 30 лет «мы прошли путь» от Михаила Горбачева и налаживания отношений России и США до конфликта на Украине.

«Я думаю, мы будем изучать и пытаться найти ответ на этот вопрос очень долгое время. Это было бы слишком амбициозно сказать, что я знаю ответ. <…> Когда я говорю о том, как мы пришли к этому, я все время пытаюсь не обвинять какую-то конкретную страну или человека, а просто посмотреть на это с точки зрения того, как это произошло и, возможно, почему. И, конечно, один из вопросов, который люди продолжают задавать — не только в США или Западной Европе, но и в России, — почему Путин сделал это? Какая мотивация у него была? Я слышал простой ответ — он сумасшедший. Но это не серьезный ответ. Президента Путина можно назвать как угодно, но не сумасшедшим. Он определенно не мой герой, но он не сумасшедший. Так в чем его причины? Почему он сделал этот шаг? <…> Я думаю, что все началось около 30 лет назад, когда исчез Советский Союз», — ответил Познер.

После этого он рассказал про обстоятельства развала СССР и подписание Беловежский соглашений. По мнению журналиста, после распада Советского Союза США могли создать для России программу помощи для восстановления экономики — по аналогии с «Планом Маршала», созданного после Второй мировой войны для Европы. Он также отметил, что, несмотря на распад СССР, НАТО продолжало существовать, хотя изначально альянс создавался для защиты Европы от угрозы со стороны Советского союза.

«Три страны были приняты [в НАТО] — Венгрия, Польша и Чехия. Теперь давайте немного подумаем об этом. Русские боятся НАТО. Рационально или нерационально, это не имеет значения. Но все знали, я имею в виду американских лидеров, это было то, что русские не могли принять. Что это сделает только хуже, что [тогдашний президент России Борис] Ельцин будет глубоко расстроен. Почему они сделали это? Какое объяснение этому? Я имею в виду, это стоило того? Что это улучшило? Вы может сказать, что это помогло Венгрии, Польше и Чехии чувствовать себя безопасно. Хорошо, стоило оно того? Стоило ли поворачивать российское видение после обещаний, которые были сделаны? То есть нам солгали? Нас ввели в заблуждение? Как мы должны реагировать на это? Мнение России вообще важно? Или вы говорите нам — «слушайте, вы проиграли холодную войну, так что просто заткнитесь, нам все равно, что вы думаете, вы больше не супердержава, мы делаем то, что хотим». И вот, эти три страны стали членами НАТО».

Познер также напомнил о событиях Карибского кризиса, к которому привело размещение Соединенными Штатами ядерного оружия в Турции, а Советским Союзом — на Кубе. Ситуация была урегулирована путем разговора руководителя СССР Никиты Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди.

«Важно то, что они нашли путь выхода из ситуации, которая могла привести к ядерной войне. <….> Независимо от того, прав ли президент Путин в своей вере о том, что вступление Украины в НАТО представляло экзистенциальную угрозу для России, не имеет значения. Важно то, что он верит в это. Путин несколько раз предупреждал Запад и конкретно США — позаботьтесь о том, чтобы Украина не стала членом НАТО. Дайте какие-то виды гарантий. Вопрос: Хрущев услышал Кеннеди и отреагировал соответственно? Да. Можем ли мы сказать, что Байден, возможно, не услышал Путина и не действовал соответствующим образом? Я не думаю. Я думаю, он его слышал очень хорошо. Но я думаю, разница в том, что Байден искал конфликта. Они, как говорится, довольно долго дразнили медведя, надеясь, что медведь отреагирует и попадет в ловушку. И эта ловушка — Украина».

«Причина того, что Путин сделал, в принципе, очень простая — проследить за тем, чтобы у Украины не было возможности стать членом НАТО. Ни сейчас, что и так было невозможно, но и в будущем. Насколько я могу судить, суть дела в этом. Согласно ли я с тем, что он сделал, и то, каким путем, — нечто совершенно другое. И не имеет значения, с чем я согласен или не согласен, — это только моя личная точка зрения. Важны факты. То, как это развивалось, привело к тому, что огромное окно возможностей, существовавшее 30 лет, захлопнулось. И что делать сегодня — то, на что я хотел бы иметь ответ. И если бы я знал, я был делал что-то еще, я бы не был обычным журналистом».

По мнению Познера, сегодня президент Украины Владимир Зеленский на 100% зависит от поддержки США, поэтому Вашингтон может сказать ему сесть за стол переговоров и решать проблемы там: «Нет никого другого, кто мог бы сказать ему сделать это. Я думаю, что на сегодня — не знаю как, под давлением ли — это единственный выход».

Он также отметил, что «интеллектуальное сообщество [в России] в большинство своем» настроено против Путина.

«Но это часть общества — далеко не самая большая в России, она очень маленькая. Да, подавляющее большинство россиян поддерживает Путина, даже несмотря на то, что тела их сыновей, мужей и отцов возвращаются в гробах. Они говорят — это цена, которую нужно заплатить за защиту своей страны. И это звучит странно, потому что Россия никогда не подвергалась физическому нападению со стороны Украины или кого-нибудь еще. Но пропаганда очень эффективна и заставляет людей так думать. Никто на телевидение или по радио не пытается объяснять так, как это сделал я, потому что проще заставлять людей думать определенным образом, используя более простые аргументы».

«Сегодня в России очень сложно не соглашаться с тем, что происходит. Это опасно. За это подвергаешься репрессиям, людей отправляют в тюрьму за высказывание своего мнения. <…> Я думаю, большинство американцев не представляют, что на самом деле происходит в России сегодня. Это очень сложная ситуация».

В конце своего выступления Познер призвал «никому не доверять», а «смотреть на факты», «смотреть документы».

«Как журналист, я могу сказать вам — мне стыдно за мою профессию. Мне стыдно за то, что [с ней] происходит. За ложь, которая представляется как правда, за пропаганду в худшем смысле этого слова. Я не должен этого говорить, но я скажу. Я на самом деле атеист, но если есть ад, то многие журналисты туда попадут».