Многие европейские предприятия, строительные и складские компании летом 2022 года столкнулись с острой нехваткой сотрудников из-за оттока украинцев, вызванного военными действиями, передает Reuters.

За последнее десятилетие европейские работодатели успели привыкнуть к стабильному притоку украинских мужчин на рабочие места, недостаточно высоко оплачиваемые по меркам местного населения, а теперь столкнулись с кадровым дефицитом, подтвердили агентству руководители компаний, рекрутеры, чиновники и экономисты в Чехии и Польше. Исполнительный директор рекрутерской компании GI Group Poland Маркос Сегадор Арребола сообщил, что за последние 13 лет количество украинских рабочих в Польше выросло в 38 раз.

По словам источников Reuters, отъезд украинских рабочих привел к росту затрат и задержкам с выполнением производственных заказов и строительных работ. До начала боевых действий украинцы составляли самую большую долю среди иностранных рабочих в Центральной Европе.

В июне Европейский центральный банк заявлял, что приток украинских беженцев, как ожидается, сократит дефицит рабочей силы в еврозоне. Но, как отмечает агентство, в не входящих в валютный блок промышленно развитых странах Европы, похоже, происходит обратное, поскольку «сотни тысяч украинских беженцев, в основном женщин и детей, прибывших в регион, не подходят для большинства вакансий».

Emilio Morenatti / AP

Чехия, где промпроизводство обеспечивает 30% ВВП, считается самой промышленно развитой страной Евросоюза. С небольшим отставанием (25% ВВП) за ней следует Польша. По оценке Reuters, проблемы с персоналом для этих стран оказались не менее серьезными, чем сбои логистических цепочек, резкий рост затрат на энергоносители, а также затягивание поставок. Индекс цен производителей — показатель инфляции для предприятий — в июне достиг почти 25,6% в Польше и 28,5% в Чехии.

По данным отраслевых торговых групп, Польша и Чехия трудоустраивали украинских рабочих численностью около 600 тыс. и более 200 тыс. человек соответственно. По оценкам торговой группы «Работодатели Польши», которая представляет 19 тыс. компаний, с начала боевых действий около 150 тыс. украинских рабочих, в основном мужчин, покинули Польшу.

Исполнительный директор польского производителя трамваев и железнодорожных линий ZUE Group Веслав Новак сообщил, что один из субподрядчиков компании недавно не смог завершить укладку путей, потому что почти все его 30 украинских рабочих уволились.

«Многие компании массово ищут сотрудников на различных строительных площадках из-за большого оттока. Это, безусловно, влияет на стоимость и темпы работы, потому что если кто-то теряет несколько десятков сотрудников одновременно, восстановление команды занимает гораздо больше, чем несколько дней», — сказал он Reuters.

«Задерживают доставки и платят штрафы»

Опустевшие рабочие места относятся преимущественно к секторам, где предъявляются строгие требования и действуют законодательные ограничения — например, на вес, который разрешено поднимать женщинам-сотрудницам. Некоторые компании в ускоренном порядке обучают беженок работе с вилочными погрузчиками, другие привлекают рабочих из Азии. Другие компании пытаются возместить кадровый дефицит за счет привлечения рабочей силы из Монголии и с Филиппин, но этому мешают языковые трудности, визовые проблемы и долгие сроки поездок.

Некоторые пытаются переманить оставшихся на рынке украинских рабочих у конкурентов, предлагая им более высокие зарплаты.

«Потеря украинских рабочих усугубила проблемы, с которыми и без того сталкиваются компании. Они говорят, что не могут удовлетворить спрос со стороны деловых партнеров, задерживают доставки и платят штрафы», — пояснил Reuters вице-президент Чешской федерации промышленности Радек Шпикар.

До начала боевых действий на Украине базирующаяся в Германии компания по подбору персонала Hofmann Personal насчитывала более 1 тыс. украинских соискателей, которые с марта по июнь должны были работать в автомобильной, логистической и других отраслях чешской промышленности. Управляющий директор чешского представителя этой компании Габриэла Хрбачкова говорила, что работодатели так и не смогли компенсировать возникший кадровый дефицит. В Чехии самый низкий уровень безработицы по Евросоюзу — всего 3,1%, и поиск свободных подходящих для определенной работы кадров превращается в серьезную проблему.

«Если не удастся быстро ее решить и расширить возможности для найма иностранных кандидатов, это будет иметь серьезные последствия, особенно для производственных компаний», — предупредила Хрбачкова.

По ее словам, особенно остро чешские работодатели нуждаются в операторах на производство, квалифицированных рабочих заводских специальностей (сварщиках и т.п.), слесарях, водителях погрузчиков и других.

Руководители компаний и торговых групп пояснили Reuters, что исход украинцев в наибольшей степени повлиял на страны Европы с формирующимся рынком, где производство и логистика менее автоматизированы, чем в более развитых странах Евросоюза (таких, например, как Германия). Ускоренная автоматизация производственных процессов может стать выходом из кадрового кризиса, делает вывод агентство.

«Автоматизация возможна, но не везде»

По такому пути, в частности, пошла финская компания Scanfil, предприятия которой по сборке электроники находятся в Польше, — она пересмотрела планы автоматизации производства, чтобы ее ускорить. «Но автоматизация возможна на некоторых должностях, а не везде. У нас по-прежнему есть потребность в человеческих руках на многих рабочих местах, так что это не решает проблему», — признала менеджер по персоналу Scanfil Poland в польском Мысловице Магдалена Шведа.

Главный экономист BNP Paribas Bank Polska Михал Дыбула выразил уверенность в том, что потеря украинских рабочих причинит значительный ущерб польской экономике, шестой по величине в ЕС, как минимум в краткосрочной перспективе. Однако, по его словам, оценивать масштабы последствий пока еще слишком рано.

Директор предприятия немецкого поставщика автомобилей Brose Group в чешской Остраве Петр Скочек пояснил, что приток украинских рабочих был крайне полезен для бизнеса из-за их квалификации, трудовой этики и схожей культуры. «Этот канал сейчас перекрыт», — констатировал он.

Польская компания по подбору кадров Gremi Personal заявила, что работающие с ней компании перевели мужчин на более тяжелую физически работу и наняли на их места беженок с Украины. «Например, мужчина переходит с производственной линии в отдел логистики, где ему приходится носить тяжелые вещи, которые не разрешены законом для переноски женщинами», — пояснил Reuters заместитель директора фирмы Дамиан Гусман.