Глава Чечни Рамзан Кадыров пригрозил увольнять из своей команды чиновников, чьи дети не знают чеченский язык. Он также заявил, что у поколения, которое не разговаривает на чеченском, нет будущего. Как на это отреагировали российские политологи, военкоры и журналисты, — в подборке RTVI.

Генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков (в комментарии RTVI):

Увольнение чиновников за то, что их дети не говорят на чеченском, — это уже некоторое понижение в правах. Во-первых, это же надо выявить всех детей чиновников, которые не говорят по-чеченски, — это попытка залезть в личную жизнь каждого своего чиновника. А во-вторых, фактически сегрегировать людей, которые являются и не являются носителями чеченского языка. <…>

Мы видим, что каждый год у Кадырова складывается какая-то новая линия поведения. <…> Последний конфликт с избиением [Никиты] Журавеля в СИЗО показал, что, в общем-то, власти Чечни могут делать что хотят. Ну а сейчас разговор о том, что чеченский язык является доминирующим для госслужащего. Это уже такой системный подход к построению национальной государственности. То есть Чечня, хоть и в рамках России, но мыслит себя именно с точки зрения обособленной государственности.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев (в комментарии RTVI):

В рамках чеченской республиканской логики он, конечно, совершенно прав. То есть сохранение идентичности, владения языком титульного народа, сохранение самости, самобытности — это одна из его ключевых задач. Другой вопрос, как этот пример влияет на других. То есть можно ли ждать, что в Башкортостане будут увольнять тех, кто не знает башкирский, в Туве — тех, кто не знает тувинский, а в Калмыкии тех, кто не знает калмыцкий, — ну, видимо, нет. Что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Политолог Георгий Бовт:

Следующий шаг — закрепление официального статуса языка в конституции республики. Потом почин подхватят другие регионы. Начиная с тех, что уже наградили Кадырова-младшего. Затем знания языка (и официального закрепления его статуса на региональном уровне) захотят все остальные национальные субъекты федерации. А чем Башкирия хуже Чечни, спрашивается? Или чем Калмыкия хуже? Якутия и так далее. Федерализация потом пойдет бодрыми темпами. Так что не остановишь.

Политолог Станислав Белковский*:

В обозримой перспективе независимую Чечню возглавит Ахмат Р. Кадыров? А Эмират на территории исламских регионов бывшей РФ — Адам Р. Кадыров? Не случайно последнего эти регионы теперь награждают своими высшими орденами.

Историк Александр Штефанов*:

Украинские радикальные националисты могли достичь большего, если бы просто перешли на сторону РФ. Сейчас бы дети азовцев** избивали русских задержанных, заставляли извиняться русских медийных лиц, а в Украине можно было бы проводить настоящую украинизацию.

Журналист Олег Кашин*:

Многие <…> обратили внимание, как [новость о предложении Кадырова] рифмуется с официальной риторикой РФ по поводу того, что на Украине запрещают русский язык, поэтому можно ее бомбить, зато в Чеченской Республике <…> это нормально. Хотя перед нами РФ, где обязанности знать чеченский язык нету.

Военкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин:

Рамзан Ахматович понимает, что уклад жизни размывается, тени предков ускользают, дети вырастают другими. <…> Как традиционалист я Рамзана Ахматовича прекрасно понимаю и разделяю его беспокойство. Язык — первое и главное средство самоидентификации человека <…>. Как государственник считаю, что не вовремя это было сказано, не в кассу. Можно было бы решить эту чисто вайнахскую проблему в своем кругу, без публичного обсуждения. С другой стороны, Рамзан Ахматович и нам, русским, дал повод задуматься о своих, очень схожих проблемах.

Военный волонтер Роман Алехин:

Есть некоторое чувство, что у заявлений Кадырова может быть второе дно. Вообще все его последние заявления имеют, на первый взгляд, скрытые смыслы сепаратизма <…>.

С другой стороны, очень может быть, что все это какая-то манипуляция, направленная на укрепление национального самосознания титульной русской нации, которая потеряла стержень и опору и начала растворяться в европейском либеральном мире, где нет национальностей, полов, возраста, а есть животная масса. То есть это такой троллинг и политическая попытка взятия на слабо целого русского народа из разряда: а что ты мне сделаешь, тряпка?

* признаны Минюстом России иноагентами

** организация признана в России террористической и запрещена