Утром 21 сентября президент России Владимир Путин объявил о частичной мобилизации в стране. Для участия в боевых действиях на Украине планируется отправить до 300 тысяч резервистов. По словам Путина, призыву подлежат «только граждане, которые состоят в запасе», которые проходили военную службу и имеют военно-учетные специальности и боевой опыт. Новость об объявлении в России частичной мобилизации заняла первые полосы зарубежных СМИ.
Корреспондент The Guardian Петр Сауэр отмечает, что решение Путина объявить частичную мобилизацию «вызвало шок по всей России». Он напоминает, что с самого начала боевых действий президент России «стремился оградить свое население» от «мрачных реалий» военной операции, а Кремль «стремился создать ощущение нормальности на улицах Москвы и других крупных городов».
По его мнению, с решением объявить мобилизацию и призвать 300 тысяч человек, «в основном молодых русских мужчин», боевые действия «придут в дома многих семей по всей стране». «Частичная мобилизация также будет рассматриваться как серьезное признание военных неудач Кремля на Украине. В течение нескольких месяцев Кремль заверял, что не собирается прибегать к таким мерам, настаивая на том, что так называемая спецоперация идет по плану», — пишет журналист британской газеты.
Большая часть российского общества «была в значительной степени изолирована» от реалий военной операции с тех пор, как она началась, и Кремль «в течение нескольких месяцев пытался свести к минимуму последствия», пишет Bloomberg.
«Указ Путина не устанавливает ограничения на количество войск, которые в конечном итоге могут быть призваны в случае необходимости, оставляя это решение на усмотрение Минобороны», — отмечает агентство.
Bloomberg также обращает внимание на слова Путина о ядерном оружии. Президент России заявил, что те, кто пытается шантажировать Москву ядерным оружием, «должны знать, что роза ветров может развернуться и в их сторону». Агентство отмечает, что российские официальные лица «и раньше намекали на возможное применение ядерного оружия», что может привести «к прямому конфликту с США и другими ядерными державами».
The New York Times пишет, что Путин в «редком видеообращении к нации» не стал объявлять о полном призыве, а вместо этого сказал о «частичной мобилизации людей с военным опытом»». По мнению американской газеты, речь президента «была очевидной попыткой восстановить свою власть над все более хаотичной» военной операцией, которая «подорвала его лидерство как дома, так и на мировой арене». Путин также попытался таким образом «выразить поддержку» тем, кто в России выступает за военную операцию, но критикует Кремль за то, что он не выделяет «ресурсы и персонал, необходимые для ведения тотальной борьбы».
Корреспондент The Guardian Люк Хардинг в комментарии Би-би-си отметил, что частичная мобилизация не решит проблему нехватки российских войск на поле боя и может стать «глубоко непопулярной». «В то же время мы ждали дворцового переворота, когда олигархи, генералы или кремлевские чиновники сместят Владимира Путина. Думаю, к сожалению, этого не произойдет», — сказал журналист.
По мнению The Telegraph, Владимир Путин «впадает в отчаяние». Издание отмечает, что современные боевые действия «сложны и требовательны», а «гражданские лица не подготовлены ни физически, ни морально к их суровости, не говоря уже о сложных технических навыках, которые требуются для управления современным оборудованием». При этом Россия, как отмечает The Telegraph, «нуждается в войсках на Украине прямо сейчас».