Режиссер Александр Сокуров допускает, что против него могут возбудить уголовное дело за дискуссию с президентом России Владимиром Путиным на заседании Совета по правам человека (СПЧ). Об этом он сказал «Интерфаксу».
Сокуров выразил надежду на то, что Путин не допустит заведения уголовного дела.
«Совет по правам человека на то и рассчитан, чтобы там высказывались разные точки зрения, в том числе и по политическим вопросам, он для того и создан. И президент участвует в диалоге и с членами Совета, и с разными гражданами, у которых разные точки зрения», — сказал режиссер.
Слова Сокурова проверят в СК?
Александр Сокуров заявил о возможности своего уголовного преследования на фоне слов главы Чеченской республики Рамзана Кадырова о том, что против режиссера нужно организовать проверку за его слова о возможном выходе Чечни из состава России.
«<…> как бы ни пытался он [Сокуров] снова и снова развалить страну, Чеченская Республика была, есть и будет неотъемлемой частью Российской Федерации! Точка! На месте компетентных органов я бы дал словам нигилиста Сокурова правовую оценку на факт антигосударственного и экстремистского характера. Не нравится мне эта продажная морда!» — написал Кадыров в своем Telegram-канале.
Председатель парламента Чеченской республики Магомед Даудов также заявил в своем Instagram, что чеченский парламент отправит письмо главе Следственного комитета (СК) Александру Бастрыкину с просьбой проверить слова Сокурова. Даудов считает, что высказывание Сокурова «провокационное» и «оскорбительное для народов России».
По словам самого Сокурова, представители Чеченской республики не готовы к диалогу и вместо ведения политической дискуссии угрожают ему. Он отметил, что Путин, в свою очередь, может вести дискуссию.
Позиция Сокурова вызвала реакцию не только у руководства Чечни. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов также считает, что заявления, подобные тому, которое сделал Сокуров, должны уголовно наказываться.
«Что такое Сокуров предлагает? Пусть идут и разбегаются. А спрашивал он народ? Я на Кавказе отработал десять лет. Там только государственных, официальных языков целая дюжина. Кого спрашивали из людей? Куда они пойдут, куда отделяться? <…> печально, что он задает такие вопросы, которые попахивают не просто сепаратизмом, а разрушением государства», — считает Зюганов.
Разговор Сокурова с Путиным
9 декабря на заседании СПЧ Сокуров заявил, что в России существует большое количество проблем, в частности, федеративности и устаревание Конституции. Режиссер предположил, что сегодня в России многие народы хотят обрести независимость, так как страдают от действий российского государства.
«Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве», — сказал режиссер.
В ответ на это Владимир Путин назвал высказывание Сокурова «манифестом», а также «набором проблем и набором страхов», «которые есть у какой-то части наших граждан». Президент также напомнил режиссеру, что у российских регионов нет права выхода из состава государства.
«Дагестан – это многонациональная республика. Что предлагается – разделить весь Дагестан? Или Карачаево-Черкесия. Разделить Карачаево-Черкесию? Там много вопросов, я знаю очень хорошо. У нас две тысячи территориальных претензий по стране. Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории? [Югославия распалась на несколько государств в ходе нескольких военных конфликтов — Прим. RTVI]», — сказал Путин.
Сокуров решил ответить на вопрос президента, но президент посчитал, что его перебивают. «У нас с вами сейчас не дискуссия, у нас обмен мнениями, а то мы сейчас превратимся в какое-нибудь ток-шоу и будем друг друга перебивать, не переставая», — сказал он.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил эмоциональную реакцию Путина тем, что Сокуров начал рассуждать о вопросе, в котором не разбирается. «Президент достаточно жестко реагировал, потому что режиссер, к сожалению, очень непрофессионально и без знания предмета стал затрагивать очень важные, деликатные темы. Это то, чего не терпит президент», — сказал Песков.
Впоследствии Сокуров пожалел, что выступил на встрече СПЧ и начал дискуссию с Путиным, и отметил, что реакция президента была «слишком эмоциональной». «Он зря обижается — вот что я могу сказать. Он обижается зря. Он не вник, не смог вникнуть в то, что я говорил». Кроме того, режиссер отметил, что не поменял своего мнения по поводу существующих в России проблем после разговора с президентом.