В октябрьском номере «Журнала политических исследований» опубликована статья начальника управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева, посвященная, в частности, образу будущего России. Текст называется «Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации)». На него обратили внимание «Ведомости».
Для статьи опросили 70 человек из числа студентов МГУ и ВШЭ, а также преподавателей на конференции в Севастополе. Им предложили ответить на несколько вопросов, среди которых: что такое российская государственность, что будет в стране через 10 лет, какое «у нас будущее», что мы можем предложить миру и стране, а также «как сделать так, чтобы будущее наступило».
Как отмечают «Ведомости», соавторами статьи стали трое близких к Харичеву экспертов — декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов, доктор политических наук, глава департамента по взаимодействию с регионами в «Росатоме» Андрей Полосин и заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию Экспертного института социальных исследований Екатерина Соколова.
По итогам дискуссий авторы сформировали «пятиуровневый пентабазис»: человек — семья — общество — государство — страна. Для каждого из них в статье сформированы «ценностные доминаты». В частности, для страны — патриотизм, для государства — доверие к институтам власти, для семьи — народ России, для общества — согласие, для человека — созидание.
В исследовании описаны несколько концепций. Например, «Метафоры и образ будущего». Она подразумевает, что «государство — это роман», которая пишется коллективно гражданами-писателями с альтернативными концовками, а российское будущее — это вторая часть «Мертвых душ», сожженная Гоголем. Еще одна концепция — «Концепция современного государства». Она представляет собой «Родину-Мать с лазерным мечом» — социальное государство, близкое к СССР, с современной технологической платформой.
Третья концепция — мессианское государство будущего. В ней говорится, что Россия — это «страна-пророк», которая противостоит «Великому инквизитору». По этой концепции Россия выполняет роль «мирового стража, стража добра».
В исследовании также представлены две «Идеалистические концепции государство будущего». Это «дивный град» (общность на определенных правилах вне зависимости от пола, расы, этноса, с жителями, которые счастливы «назло всем») и «пирожок» («гармонично сочетает в себе разное: горькое, кислое и сладкое»).
«Человек в «России Будущего» горд за свою страну, влиятелен и востребован, материально обеспечен, свободен в рамках неких правил общежития, которые защищены законом, принадлежит некоторому сообществу (им может быть и нация) и является полезным данному сообществу как специалист, достигает успеха в личностной самореализации.
При этом российские представления о самореализации разительно отличаются от тех, что распространены в западном (англосаксонском) мире. Самореализация или предназначение в российском случае выводит то, что индивид вносит вклад в развитие страны. Этап капитализации предназначения при этом необязателен. У американцев или европейцев предназначение тоже важно для личностного развития, но оно сразу ведет к капитализации», — говорится в статье.