Суд в Москве признал виновными фигурантов «кокаинового дела» – бизнесмена Андрея Ковальчука, бывшего завхоза посольства РФ в Аргентине Али Абянова, а также предпринимателей Владимира Калмыкова и Иштимира Худжамова. Об этом сообщил корреспондент RTVI. Дело связано с поставками в Россию аргентинского кокаина под видом дипломатической почты.
Впрочем, коллегия присяжных отметила в своем вердикте, что подсудимые заслуживают снисхождения. Вопрос об избрании им меры наказания будет решаться 16 декабря.
Али Абянову, по версии следствия, Ковальчук оставил груз на хранение и поручил организовать отправку в Россию. В свою очередь Калмыкова и Худжамова задержали, когда те пришли за грузом на склад МИДа в Москве.
В Аргентине обвиняемыми по «кокаиновому делу» проходят экс-сотрудник аргентинской полиции Иван Близнюк, который курировал охрану посольства, и механик Александр Чикало. По версии обвинения, они были участниками «транснациональной организации», которая пыталась транспортировать кокаин между Германией, Нидерландами и Россией.
«Кокаиновое дело»
«Кокаиновое дело» возбудили после того, как в 2016 году в подсобке посольской школы в Буэнос-Айресе нашли 12 чемоданов, в которых находилось почти 400 кг кокаина. По версии следствия, наркотик обнаружили сотрудники самого посольства. Полиция Аргентины пришла к выводу, что преступники планировали переправить чемоданы с запрещенными веществами в Россию, пользуясь тем, что вещи, которые проходят через дипломатическую почту, не проверяются на таможне.
В организации поставок кокаина обвинили предпринимателя Андрея Ковальчука. В марте 2018 года его арестовали в Германии, после чего экстрадировали в Россию и поместили в СИЗО. Другими ключевыми фигурантами дела стали завхоз Али Абянов (который, как считает следствие, помог спрятать чемоданы с порошком в подсобке), предполагаемые сообщники наркоторговцев Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов, которые должны были получить груз в Москве, а также еще несколько человек.
О деле стало известно только в начале 2018 года, когда Патриция Буллрич, занимавшая в тот период пост министра безопасности Аргентины, рассказала про операцию по раскрытию контрабанды. По ее словам, в оперативных мероприятиях были задействованы аргентинские и российские полицейские, а совместное расследование длилось более года в обеих странах.
Версия обвиняемых
Ковальчук, Калмыков и Худжамов отрицали все обвинения. Мужчины утверждали, что занимались поставками в Россию не кокаина, а элитного кофе Luwak, однако кто-то, по их словам, намеренно заменил в чемоданах кофе на наркотики для того, чтобы устроить провокацию. Абянов, который при задержании частично признал вину, позднее отказался от показаний.
В октябре 2021 года Telegram-канал Baza опубликовал письмо Худжакова, в которой обвиняемый отметил, что в сентябре 2017 года он и Калмыков получили от Ковальчука предложение заработать денег на продаже «300 кг самого дорогого кофе в мире». При этом Худжаков отметил, что предприниматель представлялся ему высокопоставленным сотрудником Службы внешней разведки, который курирует посольство России в Германии. В итоге автор письма утверждает, что договорился с Ковальчуком о финансировании перевозок.
Ковальчук, в свою очередь, утверждал, что кофе на кокаин подменили американские спецслужбы. Адвокат предпринимателя, Сергей Юрош, также указывал на странности в материалах дела, из которых может следовать, что поставку наркотика в посольство могли отследить еще до того, как дипмиссия оповестила об этом Москву.
В своей последней речи на суде 13 декабря Ковальчук, Калмыков и Худжамов настаивали, что не совершали никаких преступлений, и вновь высказали версию о причастности ФСБ к «кокаиновому делу». В частности, Худжамов в очередной раз заявил, что «всё, что связано с кокаином и с событиями 2016-го года», к нему не относится.
«Из всех свидетелей обвинения, которые здесь присутствовали, меня знали только сотрудники ФСБ – Могилевский и Муравьев – двое. Понятно, они вели игру их так называемую, и все. Остальные меня знать не знали. Я уверен, что в этом деле специально, умышленно след просыпан – это когда следствие целенаправленно выводит на назначенных виновными людей», – сказал подсудимый.
По его словам, сотрудники ФСБ «специально создавали провокационные условия, чтобы вовлечь в данное преступление новых лиц» (то есть его и Калмыкова) через год после обнаружения кокаина в посольстве.
«Почему обычный парень, ни в чем не виновный, должен сидеть страдать, мучиться <…> за то, что они наладили какие-то отношения между Аргентиной и Россией — в 2017-м году?», – добавил Худжамов.