Генпрокуратура России выиграла процесс о возвращении в собственность государства 34 санаторно-курортных учреждений, некогда принадлежавших Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на решение Гагаринского районного суда Москвы.

Упомянутые учреждения включают в себя 1 763 объекта недвижимости. В 1990-х годах на основании президентских и правительственных указов они были безвозмездно переданы ФНПР. Приватизировать их закон запрещал, а использовать можно было только для санаторно-курортного лечения и отдыха граждан.

Однако, как говорится в материалах Генпрокуратуры, глава Федерации Михаил Шмаков, другие должностные лица, а также представители органов управления ФНПР и Федерации профсоюзов Ставропольского края начали продавать активы, которые в итоге «утратили лечебные и оздоровительные свойства».

Сделки по продаже объектов проводились через учрежденный в 2004 году холдинг «Курортное управление», который возглавлял Николай Мурашко (сейчас — депутат региональной думы от «Единой России»).

В общей сложности, как подсчитала Генпрокуратура, профсоюзы продали 131 объект из 24 учреждений, выручив 3,3 млрд рублей. В числе этих объектов были радоновые ванны и бойлерные Пятигорской бальнеогрязелечебницы, три корпуса санаторно-курортного комплекса «Березовая роща» в Ессентуках, его клуб, читальный павильон и здание лаборатории, причисленное к объектам культурного наследия региона.

Некоторые объекты, как утверждает Генпрокуратура, перешли в собственность профсоюзных руководителей и их родственников. Например, Шмаков стал совладельцем компании «Управление канатными дорогами», эксплуатирующей канатную станцию в Пятигорске. Она, по версии надзорного органа, ежегодно приносит главе ФНПР примерно 5 млн рублей.

«Мурашко установил надзор, приобрел через подконтрольные ему структуры у профсоюзов «часть курортных учреждений в Кисловодске», а на полученные от их использования доходы приобрел «10 зданий и 17 земельных участков на территории Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики, Владимирской области и Крыма стоимостью свыше 500 млн рублей»», — цитирует «Ъ» исковое заявление.

В Генпрокуратуре заявили, что ответчики по иску незаконно обогащались, в том числе за счет комиссий от продажи санаторно-курортных путевок гражданам (включая членов профсоюзов). С учетом этих комиссий путевки подорожали на 33%.

Кроме того, Генпрокуратура считает, что ответчики незаконно «изымали» прибыль санаториев под видом платы за аренду и таким образом вывели 4,3 млрд рублей, а также ежегодно тратили 5 млн рублей на «необоснованно высокую зарплату для членов правления», 2,2 млн рублей — на единоразовые премии, подарки и другие цели, не связанные с улучшением качества санаторно-курортного лечения населения.

В разбирательстве участвовали 96 ответчиков и 206 человек в статусе «третьих лиц». Всем ответчикам было предложено представить документы, подтверждающие правомерность осуществленных ими сделок и трат, но сделать это смогли лишь двое.

«За ними прокуроры просили суд признать право на компенсацию их потерь. То же самое могли получить и другие участники разбирательства, но соответствующих бумаг у них не оказалось», — поясняет «Ъ».

Ответчики ранее называли исковые претензии Генпрокуратуры необоснованными в связи с якобы истекшим сроком давности. Суд с этим не согласился, начав отсчет давности не с совершения сделок, а с момента выявления их незаконности надзорным органом.

Заместитель главы ФНПР Александр Шершунов назвал решение суда «неправомерным», а его оглашение — «циничным», поскольку оно состоялось в день 73-летия Михаила Шмакова. По его словам, ответчики планируют подать апелляцию.