Глава Чечни Рамзан Кадыров пригрозил уголовной ответственностью журналистам, которые распространяют «недостоверную» информацию об условиях обмена украинского военного медика Юлии Паевской (Тайры). Так чеченский лидер прокомментировал опубликованные в СМИ и соцсетях сведения о том, что Тайру якобы обменяли на Адама Гриценко — сына зампреда Кадырова в Крыму и Севастополе Мурада Саидова.

«Адам Гриценко является гражданином Украины и, по свидетельствам его же отца, он до сих пор находится в плену в собственной стране. Менять украинских граждан на украинских нацистов — не моя прерогатива, и такие вопросы не входят в мою компетенцию», — написал Кадыров. Он заверил, что сообщения об обмене сына Саидова на Тайру «не соответствуют действительности».

Обращаясь к «недобросовестным журналистам, которые пиарятся на этой теме», глава Чечни посоветовал «проявить хоть немного профессиональной этики и подкреплять тиражируемую информацию конкретными фактами». Он также напомнил им о возможной ответственности по статье 207.3 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС России» и т.д.).

Об освобождении Тайры и возвращении ее в Киев 18 июня сообщил в своем телеграм-канале президент Украины Владимир Зеленский. Военкор Первого канала Ирина Куксенкова опровергла это заявление, намекнув на неадекватность украинского лидера, и заверила, что, по данным ее надежных источников, «обменов на неделе никаких не было», а «Тайра сидит, как и сидела».

«Никого не меняли и не запланировано в ближайшие дни, ни открыто, ни закрыто», — процитировала журналистка один из своих источников, не называя его имени.

Вскоре в сети появилось видеообращение самой Тайры, которая поблагодарила Зеленского за «организацию обмена». Тогда — поздно вечером 18 июня — Куксенкова опубликовала информацию о некой «левой мутной схеме», по которой из украинского плена в обмен на освобождение Тайры якобы отпустили сына Мурада Саидова, причем с доплатой.

На следующий день Куксенкова напомнила, что Тайра после попадания в плен сидела в одном из следственных изоляторов в Донецкой Народной Республике (ДНР). «Мне сейчас интересны технические детали», — пояснила корреспондент Первого канала, добавив, что намерена узнать, через какие посты провозили Паевскую по пути на Украину и кто лично «ее выпускал».

По словам журналистки, из-за ее попыток разобраться в ситуации начался «лютый кипиш», поскольку «большие люди» якобы не знали об освобождении Тайры, пока Куксенкова не начала их об этом спрашивать, и пока они по ее настоянию не проверили информацию. Вскоре в ее телеграм-канале появился пост о том, что пленных украинских военных с «Азовстали» давно «переместили в Москву». «И, как мы видим сейчас, — не зря», — написала военкор, подытоживая свои сообщения по истории с Тайрой.

Заместитель министра информации ДНР Даниил Безсонов в своем телеграм-канале подтвердил факт освобождения Тайры, заявив, что ее «обменяли на очень серьезных наших ребят». «Почему об этом нет информации с нашей стороны, не знаю. Возможно, есть на то причина», — рассуждал чиновник.

Кто такая Тайра

Юлия Паевская / @julia.paevska

Юлия Паевская родилась в 1968 году в Киеве в семье военных, получила профессию дизайнера, окончила Национальный университет физвоспитания и спорта, а также более 20 лет занималась айкидо, работала тренером и возглавляла спортивную федерацию «Мутокукай-Украина». В начале 2000-х годов она неоднократно участвовала в соревнованиях по айкидо на территории России.

В 2014 году стала волонтером в зоне вооруженного конфликта в Донбассе, а в 2018-2020 годах состояла в рядах Вооруженных сил Украины по контракту и руководила эвакуационным отделением 61-го мобильного госпиталя в Мариуполе. Потом продолжила работать в качестве добровольца. Официальных данных о наличии у нее медицинского образования нет, однако сама Паевская называет себя парамедиком. «Московский комсомолец» со ссылкой на ее же слова пишет, что она «научилась бинтовать и накладывать шины на уроках НВП (начальной военной подготовки) в школе, а всеми премудростями санитарного дела овладела «в процессе»». Из-за фотографий Тайры с оружием и символикой запрещенного в России «Правого сектора» и полка «Азов» ее маркировали как члена этой организации и подразделения.

Псевдоним «Тайра», используемый Паевской в качестве позывного, был выбран ею якобы в честь древнего японского рода. Под таким же ником Паевская ранее играла в World of Warcraft. Из-за этого псевдонима созданное ею эвакуационно-медицинское добровольческое подразделение начали называть «Ангелами Тайры» по аналогии с «Ангелами Чарли».

В середине марта украинский волонтер Наталья Воронкова сообщила о пленении Паевской вместе с военными, заблокированными ВС России на территории металлургического комбината «Азовсталь» в Мариуполе. После пленения Тайры журналист «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин опубликовал пост о том, что Паевская была задержана, когда пыталась покинуть Мариуполь в машине скорой помощи, и вместе с ней в автомобиле были дети. «Родителей этих детишек из скорой Тайра убила», — написал Стешин. Никакого уголовного дела на нее заведено не было. Блогер Анатолий Шарий заявил, что Стешин полностью выдумал историю. Формирование образа Тайры как опасного преступника завершил телеканал НТВ, выпустивший фильм «Тайра — женщина по прозвищу ЗВЕРЬ».

Мурад Саидов и его сын

20-летний Адам Гриценко имеет украинское гражданство и до недавнего времени являлся студентом третьего курса юридического факультета. В середине марта ГТРК «Грозный» со ссылкой на его отца Мурада Саидова сообщила, что неизвестные похитили молодого человека из дома в Мелитополе, где тот жил со своей матерью. Тогда же Кадыров в телеграме призывал украинские власти прекратить преследования живущих на Украине чеченцев, которыми «занялась» СБУ.

Мурад Саидов
Кадр из видео «Война Онлайн» / YouTube

В середине апреля 2022 года вышло видеоинтервью Адама Гриценко украинскому блогеру Владимиру Золкину (специализируется на допросах военнопленных для YouTube). В нем сын Мурада Саидова рассказал, что его не похищала СБУ. По его словам, украинские силовики задержали его на улице, проверили документы и увезли сначала в участок, а потом в «более безопасное место». Молодой человек заявил, что действительно переживал за свою безопасность. «Меня могли сделать сакральной жертвой, чтобы дезинформировать собственное (чеченское) население», — сказал он на видео.

Имя Мурада Саидова получило широкую известность в российских СМИ в феврале 2019 года, когда его задержали в ресторане «Встреча» в крымском городе Саки. В полицию поступил анонимный звонок о драке в заведении. Приехавшие полицейские стали свидетелями избиения чеченского предпринимателя Ибрагима Алиева. Радиостанция «Говорит Москва» со ссылкой на свои источники в полиции сообщала, что в этом избиении участвовал и Саидов, у него изъяли стрелковое оружие и боеприпасы к нему. По словам источников, причиной нападения на Алиева якобы стал его отказ передать Саидову свою долю в бизнесе.

Вскоре случившееся прокомментировал Рамзан Кадыров. По его словам, причиной конфликта в ресторане стали «взаимные претензии по бизнесу», которые теперь «будут урегулированы справедливо и в строгом соответствии с законом», а изъяли у дерущихся не огнестрельное, а травматическое оружие, на которое у них имелись разрешительные документы.

Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров заявил РИА Новости, что Саидов «не имеет никакого отношения» к властям республики, а у представителей Кадырова в других регионах, в том числе у его представителя в Крыму Исы Хачукаева, нет заместителей. Умаров также назвал случившееся обыденной ситуацией и высказал предположение, что СМИ начали раскручивать ее из-за фигурирующего в ней упоминания главы Чечни. Сам Кадыров написал в телеграм, что Саидов работает помощником Хачукаева на общественных началах.

В апреле 2019 года Саидова отпустили из СИЗО под подписку о невыезде. Эту информацию ТАСС подтвердил Хачукаев, заверив, что «дело не закрыто», «следствие идет», а кроме Саидова из-под ареста выпустили и «второго [фигуранта дела], который был вместе с ним задержан». Радио «Говорит Москва» со ссылкой на свой источник утверждало, что меру пресечения Саидову изменили по ходатайству самого следователя, ведущего дело.

До Крыма Саидов жил в Мелитополе (Запорожская область), но был депортирован в Россию. «Официально этого Мурада Саидова (криминальное погоняло «Суту») представляют либо как заместителя представителя главы Чеченской Республики в РК и Севастополе, либо как представителя Фонда Ахмата Кадырова. Для Мурада Саидова Мелитополь был фактически родной город. Вплоть до 2012 года он жил в нем и считался видным представителем криминального мира Запорожья, смотрящим. В 2012 году после серии разборок Саидов был задержан местными силовиками и депортирован из Украины», — вспоминает экс-командир «Народного ополчения Донбасса» Игорь Безлер.

Предполагаемый обмен Тайры на Гриценко Безлер охарактеризовал в соцсетях как «верх цинизма и плевок в лицо нашим пленным».

Алексей Сочнев, Ольга Лазарева