ФСБ требовала от сотрудника визового центра TLScontact помочь отправить в Великобританию «пару человек» без лишних проверок. Об этом пишет издание The Insider со ссылкой на документы, переданных сотрудником центра.
UPD. Представитель британского МВД рассказал РБК, что решение о выдаче разрешения принимают в Великобритании, а не в визовом центре. «TLS выступает лишь как организация, которая принимает заявление. Они никак не влияют на дальнейшее решение о выдаче британской визы», — добавил он.
The Insider отмечает, что с просьбой к сотруднику визового центра Вадиму Митрофанову (имя изменено) из спецслужб обратились еще в 2016 году. Через несколько месяцев в Великобританию, напоминает издание, в первый раз приехали «Александр Петров» и «Руслан Боширов». По словам Митрофанова, сотрудники ФСБ хотели, чтобы нужные документы на визу, в том числе паспорта, попали сразу в консульство без проверки в визовом центре. Он отмечал, что на момент, когда сотрудники спецслужб обратились к нему, у них уже был доступ к камерам видеонаблюдения. По словам Митрофанова, позже он узнал, что за ним следили с 2015 года.
Митрофанов, рассказывает The Insider, обратился в ФБР после того, как узнал об отравлении Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери. До этого он в начале 2017 года успел вывезти свою семью за границу и обратиться в США за убежищем. В ФБР ему посоветовали обратиться в ЦРУ или MI5, но там россиянину не ответили. В заявлении на предоставление убежища Митрофанов указал, что его разыскивает ФСБ, так как он «отказался участвовать в незаконном сборе информации» о россиянах, которые обращаются за визами в Великобританию и Швейцарию.
Митрофанов уточнял, чтобы заставить его сотрудничать, сотрудники спецслужб «без законных оснований» задерживали его ребенка и жену и запрещали им выезжать из страны, а также лишили «формального права пребывания в России». «Мне угрожали арестом жены, депортацией и дальнейшим запретом на въезд в Россию», — сообщил Митрофанов в заявке на убежище. Он уточнил, что подписал соглашение о сотрудничестве с ФСБ, но на деле его саботировал. По словам сотрудника визового центра, от спецслужб с ним общался человек по имени Андрей.
В заявке россиянин отмечал, что в компании, где он работал, был на хорошем счету и имел «высокий уровень доступа к информации». «Я <…> в своем профессиональном качестве имел доступ к системам безопасности многочисленных консульств в различных странах мира», — писал он.
The Insider замечает, что непонятно, каким образом «Петров» и «Боширов» все-таки смогли беспрепятственно попасть в Великобританию, если Митрофанов рассказал об этом в заявке. Либо, предполагают журналисты, американцы не передали информацию британским коллегам, либо британцы не отнеслись к ней серьезно. Россиянин, уехав из страны, также сообщил в сам визовый центр, где работал с 2012 года, о действиях ФСБ.