Apple повысила цены на свою продукцию в Турции на 25% из-за обесценивания местной валюты — лиры. Об этом сообщает ТАСС.
В середине ноября самая дешевая модель iPhone 13 стоила 11 999 лир. Сегодня ее стоимость составляет 21 499 лир. Более дорогая модель, iPhone 13 Pro, выросла в цене с 15 999 до 28 999 лир.
На данный момент в турецком интернет-магазине Apple смартфон iPhone 13 стоит 19 999 лир, а iPhone 13 Pro — 28.999 лир. В ноябре компания и вовсе приостановила торговлю в онлайн-магазинах из-за обесценивания лиры, а в обычных торговых точках было практически невозможно приобрести смартфон.
Цены на бензин
Кроме того, на фоне падения курса лиры второй раз за месяц выросла также стоимость топлива — цена за 1 литр бензина увеличилась на 69 курушей (куруш — мелкая разменная монета, ее стоимость составляет 1/100 лиры), то есть на $0,04, а стоимость дизельного топлива на 1 лиру и 14 курушей — $0,07. То есть цены выросли на 7% и 11% соответственно.
Тем самым, литр бензина в Анкаре, столице Турции, стоит 11,66 лир ($0,71) а 1 литра дизеля — 11,53 лиры ($0,70).
Биржа Стамбула прекратила торги
Рост стоимости техники Apple и топлива произошел также на фоне приостановки торгов на бирже в Стамбуле. Биржа временно прекратила свою работу из-за того, что лира продолжила обесцениваться — ее стоимость 17 декабря превысила 17 лир и достигла стоимости в 17,142 за 1 доллар. Через час после приостановки биржа восстановила свою работу.
Девальвация лиры
С начала января турецкая валюта обесценилась почти в два раза, и показала худший результат в году среди валют развивающихся стран. Девальвация лиры происходит из-за политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) Турции — президент страны Реджеп Эрдоган неоднократно поддерживал снижение процентной ставки с учетом высокой инфляции, что, в свою очередь, привело к еще большему обесцениванию валюты. До этого турецкий президент также уволил главу ЦБ Наджи Агбала, который, напротив, выступал за повышение процентной ставки для сдерживания инфляции.
Эрдоган считает, что низкая процентная ставка приведет к большему количеству инвестиций в страну, увеличению экспорта и созданию новых рабочих мест. Тех, кто не согласен с мнением по поводу процентной ставки, турецкий президент снимает со своих постов — так, например, произошло в марте с главой ЦБ Наджи Агбалой, который, напротив, выступал за повышение процентной ставки для сдерживания инфляции.
Девальвация валюты привела к тому, что в Турции начались массовые протесты против правительства и действий турецкого ЦБ из-за обесценивания лиры. Турецкая оппозиция начала требовать проведение досрочных президентских и парламентских выборов. Эрдоган, в свою очередь, утверждает, что выборы пройдут тогда, когда они запланированы — летом 2023 года.
Несмотря на это, ЦБ продолжает понижать ставку: 16 декабря она была опущена на 100 базисных пунктов — с 15% до 14% годовых, — что также ускорило падение лиры. Турецкая ассоциация промышленников и бизнесменов обратилась к правительству Турции с просьбой вернуться к «общепринятым правилам экономики» и отказаться от нынешнего экономического курса.
На момент написания заметки стоимость лиры составила $0,61, или 4,52 рубля.