Бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов в программе “Легенда” рассказал RTVI о борьбе с коррупцией при Ельцине, о незаконности приватизации и роли США в ней, убийстве Листьева и расследованиях Навального. Коротко о главном из этого интервью читайте на сайте RTVI
О приватизации
По сути, вся приватизация в России была проведена незаконно. Я уж не говорю о коррупционной составляющей. Мы пытались этому процессу противодействовать. Мы резко выступили против залоговых аукционов, мы оспаривали отдельные виды приватизации. В Венгрии, где госимущества немного, до сих пор идет процесс приватизации, а тут такую страну быстро раздали тому, кто был поближе, у кого были какие-то криминальные капиталы. Тотальный пересмотр приватизации может привести к кровавым по событиям.
О Чубайсе
Были несколько раз попытки привлечь его к ответственности, но этот человек обладает чутьем, и достаточным уровнем профессионализма, и уважает своих юристов, поэтому он всегда ходит по грани. Если взять политическую ответственность, конечно, он во многом несет ответственность за то, что в России экономика до сих пор не работает.
США и приватизация
Они вложились в идеологию приватизации и они нашли людей, которые эту схему реализовали, я имею в виду группу Чубайса. Кроме того, порядка 20 специалистов-американцев сидели в Госкомимуществе и отслеживали процессы. То, на что разведка тратит огромные деньги (промышленный и экономический шпионаж), они получили практически бесплатно. Американцы финансировали группу Чубайса через так называемый «Гарвардский проект», деньги передавались мешками, диппочтой, самолетами. Благодаря полученной информации американцы приняли активное участие в приватизации ряда наших предприятий, которые они до сих пор через офшоры контролируют. Ярко эту ситуацию иллюстрирует недавняя история с активами Дерипаски.
О Собчаке
Собчака обвиняли в даче взятки. Но его спасла Нарусова, она сделала все для того, чтобы ему обвинений не предъявили. После чего, некоторые люди вывезли его в Париж. А когда я ушел из Генпрокуратуры — дело закрыли.
О Ельцине
Очень сильное впечатление на меня произвела попытка Ельцина совершить государственный переворот, когда он Думу хотел распустить, и только усилиями Анатолия Куликова, Черномырдина ну и моими удалось его удержать.
За неумелое управление страной, на мой взгляд, его привлечь было нельзя. Даже, я считаю, что и за чеченскую кампанию, нельзя. Но если бы до конца было расследовано дело Mabetex… По тем материалам, что были в моем распоряжении, по той информации, что швейцарская сторона давала, конечно, там есть о чем поговорить, потому что Пацолли во многом и с учетом позиции президента получал подряды на реконструкцию Кремля. Я уж не говорю о тех кредитных картах, которые были и у дочери Ельцина Татьяны, и у Бориса Николаевича, а их наполнял финансами именно Пацолли. В чистом виде коррупция. Пресечь это мог только один человек, который перед вами сидит, он это пытался сделать. Чем это закончилось, вы знаете.
О Боге
Человек, который любит алкоголь больше чем свою страну — не лидер нашего государства. Поэтому какое-то время Россия держалась на божественной воле, ну а потом ее Татьяна Борисовна Дьяченко вместе с Борисом Абрамовичем Березовским сменили.
О расследовании убийства Листьева
Мы готовились, я уж могу прямо сказать, к арестам нескольких людей. Но не удалось в том числе из-за близости некоторых фигурантов к Татьяне Борисовне. Я даже ей как-то лично говорил, вместе с Юмашевым, кстати, что ей надо дистанцироваться от этого человека. Но техника показала, что она не собиралась это делать. И мы чего боялись? Когда уже введено было судебное обжалование, взятие под стражу, а мы-то суд не контролировали, а она могла решить этот вопрос. И мы всё боялись: мы возьмем под стражу, а суд освободит, это уже, можно сказать, конец на таком деле.
О девушках с человеком похожим на прокурора
Мне эту пресловутую кассету показал Бордюжа. И, конечно же, сработал эффект неожиданности, мне надо было ему сказать, что мы сейчас приедем и возбудим уголовное дело в отношении вас за шантаж генпрокурора. Но я, конечно, по-человечески был растерян. На видео конечно не я. Петр Георгиевич Трибой расследовал мое обращение, и дело, возбужденное по диффамации, по вмешательству в деятельность прокурора, он расследовал. Он там многие вещи накопал, что все эти девушки связаны были со спецслужбами.
Роль Путина в моем отстранении не надо преувеличивать. Там более активная роль Березовского и ближайших членов “семьи”.
О расследованиях Навального
Там по сути очень много материалов, где можно и нужно работать. Кое-где тебе даже уже и расклад дали, так сказать, ты только тщательно собери документы, соответствующие процессуальные решения принимай, и дело в суд можно направлять.
Ну, а про дворец… Про дворец надо выяснять источники финансирования.
Подготовил Алексей Сочнев