Ведущие ученые Франции и Британии обвинили власти Нью-Йорка в передаче Ливану поддельных римских артефактов. По словам Джамилы Феллаг из Университета Гренобля, восемь из девяти мозаичных панно, которые власти США недавно вернули в эту ближневосточную страну, являются копиями, пишет The Guardian.

Исследовательница утверждает, что обнаружила доказательства фальсификации — копирования рисунков с оригинальных мозаик из археологических раскопок или музеев Сицилии, Туниса, Алжира и Турции. «Восемь из девяти возвращенных Ливану мозаичных панно были подделками, которые относительно легко обнаружить, поскольку использованные для копирования образцы — это известные мозаики», — пояснила Феллаг.

В пример она привела мозаику с изображением страдающего великана, которая, по ее оценке, скопирована с фрагмента знаменитой мозаики на являющейся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО вилле Романа дель Казале на Сицилии.

Еще одна мозаика — с изображением Нептуна и Амфитриты — основана на другом образце мозаичного искусства, обнаруженном в алжирской Константине и с середины XIX века нахоящемся в парижском Лувре.

По словам Феллаг, из всех мозаик, которые США вернули в Ливан, лишь в одном случае фальсификаторы вдохновились оригинальной ливанской мозаикой — известным изображением Вакха, которое хранится в Национальном музее в Бейруте.

Доказательства подделки неопровержимы, заверяет эксперт по похищенным ценностям и их контрабанде Христос Цирогианнис из Кембриджского университета. Он предупредил, что офис окружного прокурора Манхэттена, который 7 сентября торжественно объявил о репатриации древностей в Ливан, ждет «крайне неловкое» открытие.

В пресс-релизе офиса говорилось, что девять мозаик были среди десятков артефактов с Ближнего Востока и Средней Азии, предположительно привезенных в Нью-Йорк ливанским торговцем древностями. В 2022 году подразделение офиса окружного прокурора по торговле древностями (ATU) получило ордер на их арест и обратилось в Интерпол.

По словам Цирогианниса, подделку в данном случае способен распознать даже человек, не обладающий специальными знаниями, «если поместить ее рядом с подлинной мозаикой». «Вы увидите, насколько они похожи, но при этом качество [подделки] на самом деле не такое уж хорошее», — пояснил эксперт.

Он заявил, что предполагаемые фальсификаторы допустили ошибку, скопировав известные мозаики, многочисленные снимки которых сделаны туристами и растиражированы в соцсетях, а также широко доступны в интернете и научных публикациях.

Цирогианнис раскритиковал позицию властей, которые «постоянно делают такие вещи, не консультируясь со специалистами». Он возглавляет исследование незаконного оборота древностей для кафедры ЮНЕСКО по угрозам культурному наследию в Ионическом университете на греческом острове Корфу. За 17 лет эксперт обнаружил более 1,7 тысячи украденных предметов, предупредил полицию и правительства и помог репатриировать предметы.

Феллаг тоже утверждает, что распознала поддельные мозаики сразу же, как только увидела их фотографии в новостях о репатриации. «Сначала я боролась с этой идеей, говоря себе, что расследование, которое привело к ордеру на арест, уведомлению Интерпола и реституции, должно быть, стало итогом тщательного научного исследования», — рассказала она.

Тем не менее исследовательница решила проверить свои подозрения и «очень быстро в ходе поиска нашла модели, которые фальсификаторы использовали для изготовления подделок». Феллаг подчеркивает, что в прессе и официальных релизах с обеих сторон — и американской, и ливанской — не было приведено никаких научных обоснований, подтверждающих, что репатриированные мозаики действительно являются римскими и были похищены именно из Ливана.

Исследовательница подозревает, что мастерская по изготовлению подделок находилась где-то на Ближнем Востоке и, скорее всего, работала в 1970-1980-х годах. Одна из мозаик в 2018 году выставлялась на аукцион в нью-йоркской арт-галлерее с эстимейтом менее 20 тысяч долларов. Это произошло незадолго до конфискации мозаик властями США (2021 год).

Представитель офиса прокурора Манхэттена исключил вероятность репатриации подделок. По его словам, «суд оценивал доказательства, включавшие экспертный анализ подлинности мозаик и существенные подробности их незакоонной продажи». «На основании доказательств суд установил, что эти артефакты являются подлинными», — заверили в офисе.