Редкий случай каннибализма среди обезьян, живущих в неволе, описали итальянские биологи, наблюдавшие его в чешском зоопарке. Про поедание мартышкой трупа своего новорожденного детеныша они рассказали в публикации в научном журнале Primates.
Сравнительная танатология — наука о том, как различные виды животных реагируют на смерть своих сородичей. Знания об этих поведенческих особенностях помогают ученым лучше понимать эволюцию эмоций и разума.
Ученые из Университета Пизы описали редкий случай каннибализма, свидетелями которого они стали, наблюдая за группой мартышек, живущих в сафари-парке близ чешского города Двур-Кралове.
Самка дрила (Mandrillus leucophaeus — семейство мартышковые, род мандрилы ) по кличке Кумаси 24 августа 2020 года родила детеныша, а спустя 8 дней сотрудники зоопарка увидели, что он мертв. «Новорожденный, похоже, был не здоров, поскольку мать не носила его активно, он не хватался за ее шерсть и не тянулся к соску. Несмотря на то, что в первые 6 дней по отношению к детенышу агрессии не наблюдалось, мы не можем исключить инфантицид», — рассказали биологи.
После смерти детеныша самка носила его тело двое суток, не давая сотрудникам зоопарка забрать его.
В это время другие члены стаи также приближались к телу, изучая его и заглядывая в глаза. Кумаси неоднократно прикладывалась мордой к голове детеныша, пытаясь уловить движение глаз. «Мартышки и человекообразные обезьяны часто проверяют морду их умерших детенышей, пытаясь уловить движения глаз, — пояснила автор исследования Элизабета Палаги. — Когда матери не видят реакцию ребенка, они понимают, что что-то не так».
Поняв, что детеныш мертв, самка стала беспокойной, начала таскать его по вольеру и бросать с высоты, а к концу вторых суток стала поедать части тела, пока служащие зоопарка не унесли его останки.
Несмотря на то, что наблюдавшийся случай каннибализма удивил ученых, назвавших его «редким», по их мнению, такое поведение вполне объяснимо с точки зрения эволюции — поедая детеныша, самка увеличивает свои шансы на следующее деторождение. «Каннибализм может служить адаптивным эволюционным признаком, если оценивать вклад в репродуктивную способность матерей-приматов, — считают авторы. — Восстановление сил после беременности может увеличить репродуктивный успех матерей. Нежелание делиться трупом с другими членами группы поддерживает версию о пищевой пользе каннибализма».