В возрасте 75 лет умер судья Конституционного суда России в отставке Анатолий Кононов, сообщается в телеграм-канале общества «Мемориал»*. Кононов известен многочисленными особыми мнениями, в которых критиковал решения КС.
Причина смерти Кононова не называется. В пресс-службе КС сообщили «Интерфаксу», что он умер 15 августа.
«Из деятельности в качестве законодателя — достаточно вспомнить Закон о реабилитации, основным разработчиком которого был именно Кононов, — говорится в сообщении «Мемориала». — Некоторые положения этого закона, принятого еще при советской власти, и сейчас звучат весьма злободневно — например, что распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй, равно как и антисоветская агитация и пропаганда, не содержат общественной опасности, и осужденные за эти деяния подлежат безусловной реабилитации».
Анатолий Кононов родился в 1947 году в Москве. Он окончил юридический факультет МГУ, работал секретарем в районных московских судах. В 1970-е годы был следователем в прокуратуре Кировского района, затем — юридическим консультантом министерства машиностроения СССР. Преподавал курс «Советское право» в Московском институте приборостроения. В 1990 году Кононова избрали народным депутатом РСФСР, он стал членом фракции «Демократическая Россия».
Он входил в комитет по правам человека, созданный в Верховном совете России и который возглавлял правозащитник и диссидент Сергей Ковалев. В комитете Кононов возглавил группу по написанию закона о реабилитации жертв политических репрессий. Кононов рассказывал, что когда возникла идея Конституционного суда, выдвинуть его кандидатуру от комитета предложил именно Ковалев.
С октября 1991 года до 1 января 2010 года Кононов был судьей Конституционного суда. За эти годы Кононов написал многочисленные особые мнения по различным делам. Например, он считал, что указ президента России Бориса Ельцина о вводе войск в Чечню в 1994 году нарушал Конституцию. В декабре 2005 года Кононов называл отмену прямых выборов губернаторов противоречащей Конституции.
В 2009 году судья написал особое мнение, в котором критиковал запреты на проведение митингов и демонстраций и считал их незаконными. Кононов также предлагал рассмотреть по существу жалобу бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского 2008 года на неконституционность ряда норм Уголовного кодекса, послуживших основанием для предъявления ему нового обвинения. Конституционный суд отказался проверять законность «правоприменительных решений», но Кононов в своем особом мнении написал, что оспариваемые нормы закона «создают реальную опасность их произвольного применения».
В интервью «Медузе»** в ноябре 2018 года он также перечислял несколько решений КС, с которым был особенно не согласен. Среди них:
- решение КС о том, что те, кто имеет два гражданства, не могут баллотироваться в депутаты;
- закон об оперативно-розыскной деятельности. В 1998 году КС отказался признать неконституционными несколько положений закона, в том числе о том, что силовики могут засекретить повод для проведения таких мероприятий и их результаты. Кононов с решением коллег не согласился;
- о наказании за повторные преступления. В 2003 году КС признал соответствующими Конституции положения УК, предусматривающие более строгое наказание для ранее судимых. По этому решению он также написал особое мнение.
В 2009 году Кононов дал интервью газете «Собеседник», в котором, в частности, раскритиковал коллег по суду и российские власти. Материал вышел под заголовком: «Независимых судей в России нет». В нем он, например, оценил замену избрания главы КС и его заместителей их назначением по представлению президента как «неуважительную и недемократичную процедуру».
После интервью Кононов досрочно сложил полномочия, которые истекали в 2017 году. Он отказался считать свой уход добровольным. «В принципе, мне вот так уже это всё… Копилось-копилось-копилось, и я был готов к тому, чтобы уйти», — говорил судья. Он отмечал, что к моменту ухода из КС уже не видел смысла ни в работе там, ни в написании особых мнений.
* организация признана в России иноагентом и ликвидирована решением Верховного суда
** издание признанно в России иноагентом