Заводский суд Кемерова приговорил пятерых полицейских по делу о халатности к условному заключению с испытательным сроком. В 2020 году двое сотрудников полиции и трое диспетчеров проигнорировали семь вызовов о домашнем насилии от соседей, в результате чего Владислав Канюс убил Веру Пехтелеву. RTVI рассказывает, что известно об этом деле.

10 июня Заводский районный суд Кемерова признал двух полицейских и трех диспетчеров виновными в халатности, повлекшей за собой смерть человека. Двух сотрудников полиции приговорили к двум годам условно, а трех диспетчеров — к 1,6 года. У всех пятерых будет испытательный срок на год, а также запрет занимать должности в правоохранительных органах на два года и год соответственно. В заявлении Следственного комитета подчеркивается, что полицейские не сотрудничали со следствием. При этом прокуратура запрашивала для них реальные сроки — от 2,5 до 3,5 года.

Что случилось с Верой Пехтелевой

23-летняя Вера Пехтелева была убита в ночь на 14 января 2020 года. Ее бывший молодой человек Владислав Канюс больше трех часов истязал ее в съемной квартире, а затем задушил. Результаты судмедэкспертизы показали, что он также бил ее, в том числе ножом, ломал кости, а первые повреждения она получила за шесть часов до смерти. Хоронить Веру родителям пришлось в самой закрытой одежде, которую смогли найти, на руки ей даже пришлось надеть перчатки, писал «Холод»*.

Осенью 2019 года Вера Пехтелева решила расстаться с Канюсом, потому что когда он выпивал, то начинал вести себя «неадекватно». По словам подруг Веры, после Нового года Канюс угрожал ей, не хотел отпускать из квартиры. В день убийства Вера заехала к бывшему молодому человеку, чтобы забрать ноутбук, больше она оттуда не выходила.

Соседи на протяжении ночи семь раз звонили в полицию, однако на вызов правоохранители прибыли только спустя почти два часа. К этому моменту брат Канюса и его друг приехали на место и выломали железную дверь в комнату ломом. Девушка уже была мертва.

Вера Пехтелева

На теле Веры Пехтелевой было 111 травм. Канюс бил ее и душил проводом от утюга. Также бывшего молодого человека Пехтелевой обвиняли в том, что он изнасиловал девушку перед смертью, но суд оправдал его по этой статье. По обвинению в убийстве Канюса приговорили к 17 годам строгого режима. Суд также обязал его выплатить полтора миллиона рублей семье Веры Пехтелевой.

Куда пропал убийца

В июне 2023 года родственники Веры сообщили о том, что ее убийца мог отправиться в зону свпецоперации. Он начал присылать друзьям фотографии в экипировке и с оружием. Во ФСИН семье сообщили, что еще в апреле Канюса перевели в ростовский ФСИН, после этого его следы теряются. Где сейчас находится Канюс, в Федеральной службе исполнения наказаний сказать не могут. При этом в областном суде дяде Веры Владимиру ответили, что установленного срока, в который ФСИН должен ответить на запрос суда, нет.

Несмотря на то, что у родителей Веры на руках есть решение суда о том, что организации ФСИН должны уведомлять их о любых перемещениях осужденного по делу об убийстве их дочери, официально им не сообщали о переводе Канюса. Теперь семья опасается, что осужденный на 17 лет мужчина может вернуться и начать мстить.

Дело против полицейских

Первый звонок от соседей в дежурную часть поступил в 04:55, жаловались на звуки драки и женские крики. Ссорились, по словам соседей, с трех часов ночи. Оператор ответил, что на место вышлют наряд полиции. В течение полутора часов в полицию звонили еще шесть раз, каждый раз соседям отвечали, что сотрудники уже выехали, но когда они прибудут на место, неизвестно. На одной из записей разговора с полицейскими, которую публиковала в фейсбуке (принадлежит Meta**) Алена Попова*, слышны крики Веры Пехтелевой. Последний звонок в полицию поступил в 06:20, соседка сообщила о том. что девушка, на крики которой они жаловались ранее, мертва.

По данным «Холода»*, начальник смены дежурной части кемеровского отдела полиции «Ленинский» Михаил Балашов, который получил первое сообщение о драке и криках в ночь на 14 января, не придал значения поступившему сигналу. Он обратился в Росгвардию, где ему ответили, что все патрульные машины проверяют сработавшую в городе сигнализацию, а два экипажа ГИБДД заняты — оформлением пьяного водителя и дежурством в аэропорту по приказу начальника МВД области. У группы немедленного реагирования за несколько часов до вызова закончился бензин. В ту же ночь, после первого звонка соседей о криках, Балашов, по данным «Холода»* отправил наряд полиции на другой вызов, где было обнаружено тело пожилого мужчины без видимых следов насильственной смерти.

На Балашова и его сменщика Дмитрия Тарицына возбудили уголовное дело. Первый суд прошел в феврале 2021 года. Позднее Следком заявлял, что возбудил еще одно уголовное дело еще на трех сотрудников полиции, имена которых не назывались.

«Полицейские, не прослушав аудиозаписи сигналов, не выяснив у заявителей все обстоятельства конфликтной ситуации, не довели достоверную информацию до оперативных нарядов», — говорилось в сообщении ведомства.

В итоге по делу о халатности в связи с убийством Веры Пехтелевой проходили пять сотрудников полиции. Им вменяли часть 2 статьи 293 УК РФ — халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека. Максимальное наказание — лишение свободы на срок от двух до пяти лет с запретом занимать опереленные должности. Прокуратура запросила для обвиняемых реальные сроки в колонии общего режима — от 2,5 до 3,5 года.

«Это очень важно, потому что до этого семья Веры была уверена, и суд так себя вел, что будут переквалифицировать со 2 части статьи «Халатность», которая более серьезные последствия имеет, уголовное наказание серьезное, на часть 1. Они действительно затягивали, это могло привести к тому, что полицейские бы остались безнаказанными», — рассказывала Алена Попова*.

Также на одном из заседаний по делу о халатности суд установил корректное время смерти Веры Пехтелевой. В приговоре Владиславу Канюсу судья изменил время смерти примерно на полчаса, тем самым уменьшив время, за которое полицейские якобы прибыли на вызов, утверждает Попова*. В ходе двух следственных экспериментов правоохранители также получили разные результаты о времени прибытия полиции на место.

Архивное фото
Владимир Терешков / RTVI

Первый, проведенный без участия семьи погибшей, по данным Поповой*, показал, что полиции потребовалось 95 минут, чтобы прибыть на место, а затем еще семь минут, чтобы подняться на седьмой этаж на лифте. Второй следственный экспертимент, на котором настояла семья Веры Пехтелевой, показал, что на те же действия нужно 35 минут.

«Все эти манипулцяии со временем нужны для того, чтобы показать, что у полицейских не было возможности пресечь смерть. Это неправда. Между первоначально установленным временем смерти и первым вызовом прошел один час и 47 минут», — писала Попова*.

На заседании 10 июля суд признал всех пятерых подсудимых виновными в халатности, однако назначил им наказание условно — без отбывания наказания в колонии. Трое диспетчеров получили по 1,6 года условно с испытательным сроком на год и запретом занимать должности в силовых структурах на год, а двое полицейских — по два года условно с тем же испытательным сроком и запретом на работу в правоохранительных органах на два года.

Что говорит семья погибшей

Семья приговором осталась недовольна, рассказал RTVI дядя Веры Владимир, но пока не знает, будет ли подавать апелляцию и бороться за назначение реальных сроков полицейским. При этом, по словам Владимира, важно хотя бы то, что суд оставил в силе часть 2 статьи о халатности, то есть признал, что действия полицейских привели к гибели Веры.

«Хоть в этом справедливость восторжествовала, что все-таки осудили их по статье, которую они нарушили. <…> Суд не объясняет решение. Есть решение, довольствуйтесь этим. Пока даже нечего сказать. Мы морально истощены: 3,5 года каждую неделю слушать эти аудио- и видеозаписи, доказывать несправедливость, слушать и смотреть, как убивали племянницу — очень тяжело», — заключил Владимир.

*внесен(а) Минюстом в реестр иноагентов

**деятельность Meta по реализации Instagram и Facebook в России признана экстремистской и запрещена