Президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить меры, которые дадут государству приоритетное право покупать активы «непослушных» западных компаний по «бросовым ценам», пишет The Financial Times. Издание считает, что так российские власти хотят наказать иностранные компании и пополнить бюджет.

В Госдуме пока не видели подобного документа, но согласны с необходимостью «приватизации», а экономисты сомневаются в эффективности меры для получения средств в казну.

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев в разговоре с RTVI подчеркнул, что пока не видел текста законопроекта, который бы давал государству право на покупку западных активов со «значительной скидкой», однако разговоры о необходимости введения таких мер в парламенте идут.

«Я такого закона еще не видел, я не знаю, кто его готовит — то ли правительство, то ли в комитетах наших. Разговор об этом был, но конкретного документа я не видел», — рассказал он RTVI.

Парламентарий добавил, что считает правильным «не церемониться» с западными компаниями, так как недружественные страны «безо всякого суда и следствия забирают все, что хотят» — от зданий посольств до имущества миллиардеров.

«Так почему мы должны стесняться что-то делать? Надо просто провести реквизицию или конфискацию этого имущества и плевать на их возражения. Мы давно говорили о том, что нужен закон о национализации. В прошлом году наш закон о национализации не приняли, видимо, нет политической воли. А вообще-то есть прецедент национализации, есть законы в некоторых странах о национализации», — сказал Арефьев.

По мнению экономиста Николая Кульбаки, теоретически вполне вероятно, что российские власти действительно могут издать подобный законопроект, который бы помог по «бросовым ценам» покупать западные активы.

«Ничего удивительного в этом я не увижу. Это даже не защита своего рынка, это те действия, которые в принципе у российских властей имеются, и они могут их предпринять», — считает Кульбака.

При этом такие меры скорее станут наказанием для западных компаний, чем существенным источником пополнения для российского бюджета, уверен экономист. Причина этого заключается в том, что значительная часть западного бизнеса тесно связана с головными организациями, которые обеспечивают «дочку» ресурсами. Без этой поддержки бизнес не сможет существовать.

«По большому счету это достаточно малоэффективная мера, потому что это скорее мера по наказанию зарубежных компаний, чем мера по попытке взять под контроль этот бизнес. Как правило, в большинстве случаев в отрыве от своих материнских компаний бизнес превратится в ничто, так что это скорее попытка наказать, чем попытка заработать», — рассказал Кульбака RTVI.

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский добавил в беседе с RTVI, что для российской экономики такой ход властей может оказаться неблагоприятной.

«Было бы очень желательно, чтобы такой истории не было вообще. Но мы вступили в чрезвычайные обстоятельства, и в этих чрезвычайных обстоятельствах происходят такие вещи, о которых раньше мы не думали», — сказал он.

Для государства, по словам Портанского, выгоднее, чтобы компании оставались в стране. Однако в нынешних обстоятельствах власти хотят «дать понять западным так называемым партнерам, что, если они будут конфисковывать российские активы, особенно это касается $300 млрд, то здесь тоже могут быть приняты очень жесткие меры, потому что здесь уже особенно правила не играют роли».

«Для российской экономики это большая беда, у нас падают доходы, образуются огромные дыры в бюджете, власти как-то стремятся этот процесс остановить. Отсюда эти чрезвычайные меры. Они трудно укладываются в какие-то рыночные традиции, но мы находимся в чрезвычайной ситуации, поэтому высшее руководство просто пытается что-то сделать, чтобы прекратить экономическую деградацию в стране. Но, конечно, это выглядит очень негативно для позиции российской экономики в мире», — подчеркнул Портанский.

При этом эксперт считает, что, если подобный документ готовится, в реальности меры могут быть не такими жесткими, а западным компаниям будут предлагать выгодные условия, чтобы те оставались в стране.

«Я думаю, что в высоком руководстве должны скрупулезно взвешивать, насколько суровые меры можно предпринять. Все-таки, я думаю, иностранным компаниям всегда будет предоставляться какой-то выбор, кнут и пряник. Пряник будут стараться как-то подсластить, чтобы показать, что если вы останетесь, вам будет хорошо, а если вы уйдете, то соответствующие потери вы понесете. Над этим у нас правительство будет очень серьезно размышлять», — заключил экономист.