Полиция Москвы возбудила уголовное дело о побоях (ст.116 УК) в связи с нападением на таксиста Шамиля Муратова из Киргизии. Как сообщили в представительстве киргизского МВД в России, инцидент произошел еще 18 июня, но о нем узнали только сейчас благодаря публикациям российских блогеров. В связи со случившимся посольство Киргизии направило официальную ноту в российский МИД. Подробности этой истории — в материале RTVI.

Июньское нападение было зафиксировано видеорегистратором такси, позднее сам Муратов разместил видео инцидента в YouTube. На ролике видно, как после вопроса водителя, ехать или нет, пассажир внезапно начинает наносить ему удары в лицо кулаком. Помимо таксиста и напавшего на него мужчины, в машине находились маленький ребенок и две девушки. Одна из них пыталась остановить нападавшего, называя его Игорем. Затем оба мужчины вышли из такси и, судя по звукам, продолжили драку на улице.

На видео обратил внимание блогер Рустем Адагамов, который 2 августа перепостил его в свой телеграм-канал. Он написал, что таксист был избит за то, что попросил не пить пиво в машине. Адагамов идентифицировал нападавшего — им оказался Игорь Майсурадзе, директор производственной компании Trubmann в Первоуральске.

Блогер написал, что после нападения таксисту зашили бровь (в подтверждение он показал копию медицинского заключения). Также он обнародовал запись телефонного разговора киргизского водителя с отделом полиции Басманного района Москвы, куда тот обратился с заявлением. Там пострадавшему сообщили, что ему отказано в возбуждении уголовного дела. Адагамов отметил, что гражданин Киргизии работает в Москве легально и имеет вид на жительство.

В тот же день член Совета по правам человека при президенте России Ева Меркачева пообещала, что подготовит запрос в МВД по поводу этого инцидента.

«У него даже не взяли заявление о побоях и видео смотреть не стали. <…> Думаю, что причина может быть в общем нагнетании отношения к мигрантам. Надеюсь, ошибаюсь», — написала она.

Вечером 2 августа об инциденте также рассказала политик Эльвира Вихарева*. Она назвала случившееся «примером настоящего беспредела».

Версии участников конфликта

Позднее сайт MSK1.ru опубликовал версии обоих участников конфликта.

Таксист Шамиль Муратов рассказал порталу, что предложил подождать пассажира с платным ожиданием, пока тот допьет алкоголь на улице, либо оставить бутылку за пределами машины и начать поездку.

Майсурадзе в свою очередь сказал, что был в такси с женой, дочерью и маленьким ребенком, а водитель с самого начала показался ему «хамом». Он утверждает, что тот не вышел из такси, чтобы помочь положить детскую коляску в багажник. Потом таксист не разрешил пить пиво в машине. Мужчина отдал бутылку жене, но тот все равно отказался ехать, и тогда Майсурадзе, по его словам, «вскипел».

Он добавил, что на улице избитый водитель распылил перцовый баллончик, из-за чего директор получил ожог глаза, а его жена и дочь «всю неделю чесались». Майсурадзе заявил, что ему и его родственникам теперь поступают угрозы.

Сервис «Яндекс.Такси» внес пассажира в черный список. В компании пояснили, что по правилам во время поездки на такси нельзя употреблять алкогольные напитки, поэтому просьба водителя была обоснованной.

Реакция МИД и МВД Киргизии

На следующий день, 3 августа, последовала реакция МИД и МВД Киргизии.

Во внешнеполитическом ведомстве заявили, что посольство страны в России направило в МИД в Москве официальную ноту. Там отметили, что таксист не обращался за консульской помощью после нападения, но теперь «принимаются все необходимые меры по защите прав и интересов пострадавшего соотечественника».

МВД республики в свою очередь сообщило, что организовало регистрацию заявления 48-летнего потерпевшего в отделе полиции Москвы. На основании собранных материалов ОМВД по Басманному району возбудило дело по ст. 116 УК РФ «Побои» и назначило судебно-медицинскую экспертизу. Максимальное наказание по этой статье — два года тюрьмы.


*признана Минюстом России иноагентом