13 июня журналы «Профиль» и «Россия в глобальной политике» опубликовали статью под названием «Тяжкое, но необходимое решение» о возможности применения ядерного оружия для победы в конфликте с Украиной и Западом. Автор публикации, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, предложил «восстановить страх ядерной эскалации», а если угрозы не сработают, нанести ядерный удар по целям в европейских странах. Статья вызвала дискуссию в России и за рубежом. Подробности — в материале RTVI.
О чем статья Караганова
Караганов описал три сценария развития военных действий: полное «освобождение» четырех присоединенных территорий — Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областей, «освобождение» всего востока и юга Украины либо всей страны. Однако, по его мнению, конфронтация с Западом не прекратится даже в случае «сокрушительной» победы России на Украине.
Наиболее привлекательным вариантом Караганов назвал превращение Украины в «буферное, дружественное государство» путем «освобождения и воссоединения» востока и юга страны, а также навязывания «капитуляции с полной демилитаризацией».
Однако такой исход, по мнению Караганова, возможен только если Россия заставит Запад «стратегически отступить» и сломит его волю «к поддержке киевской хунты и натравливанию ее на нас».
«Грубо выражаясь, нужно, чтобы Запад просто “отвалил” и не мешал России и миру идти вперед», — пишет политолог.
Он посетовал, что у западных стран пропал страх перед ядерной эскалацией, и призвал его восстановить, «иначе человечество обречено».
«Сломав волю Запада к агрессии, мы не только спасем себя, окончательно освободим мир от длившегося пять веков западного ига, но и спасем все человечество», — говорится в статье.
Для начала, по мнению Караганова, нужно понизить «недопустимо задранный» порог применения ядерного оружия и быстро идти по «лестнице сдерживания-эскалации». Первыми шагами в этом направлении политолог назвал заявления президента России Владимира Путина и других руководителей страны, а также размещение тактического ядерного оружия в Беларуси и укрепление российских ядерных сил.
«Дело может даже дойти до предупреждения соотечественников и всех людей доброй воли о необходимости покинуть места проживания вблизи объектов, которые могут стать целями ядерных ударов в странах, оказывающих непосредственную поддержку киевскому режиму. Противник должен знать: мы готовы нанести упреждающий удар возмездия за все его нынешние и прошлые агрессии, чтобы предотвратить сползание к глобальной термоядерной войне», — отметил Караганов.
Если США и Европа не отступят, «придется бить по группе целей в ряде стран, чтобы привести в чувства потерявших разум», считает политолог. Риск ответного удара, по его мнению, можно свести к минимуму, если правильно построить стратегию устрашения и применения ядерного оружия. США решатся на удар в защиту Европы «только если в Белом доме будет сидеть безумец, да к тому же ненавидящий свою страну», уверен Караганов.
«Это морально страшный выбор — мы применяем оружие Бога, обрекая себя на тяжкие духовные потери. Но если этого не сделать, не только Россия может погибнуть, но скорее всего закончится вся человеческая цивилизация», — пишет автор статьи.
Что говорили Путин и Байден о применении ядерного оружия
Через три дня после выхода публикации, 16 июня, Владимир Путин высказался о перспективе применения ядерного оружия, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Он заявил, что для России это теоретически возможно в случае угрозы «территориальной целостности, независимости и суверенитету, существованию российского государства». Однако, по мнению Путина, у России нет необходимости использовать ядерное оружие, а «сам факт рассуждений» на эту тему понижает возможность его применения.
Призывы стран НАТО к сокращению российских ядерных вооружений Путин прокомментировал фразой «Хрен им». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков позже объяснил, что такая реакция Путина не означает отказа от переговоров с США по этому вопросу.
Президент США Джо Байден оценил возможность использования Россией тактического ядерного оружия как реальную. Он провел аналогию с пересыханием реки Колорадо, отметив, что тогда его опасения тоже не принимали всерьез и смотрели на него «как на сумасшедшего».
«Они посмотрели на меня так же, как когда я сказал, что беспокоюсь о том, что Путин применит тактическое ядерное оружие. Это реально», — заявил американский лидер.
Как может отреагировать Запад
Если Россия применит ядерное оружие, западные политики, скорее всего, не станут отвечать на это военной силой, сказал в интервью RTVI бригадный генерал в отставке, бывший военный атташе в посольстве США в Москве Кевин Райан.
«Какого-то четкого предписания [по поводу ответа на ядерный удар] нет, так что есть небольшой шанс, что кто-то из членов НАТО начнет полагать, что нужно дать реальный ответ на использование [Россией] ядерного оружия, но я не думаю, что это произойдет», — сказал Райан.
Он добавил, что реакция Запада будет зависеть в том числе от того, как Россия может применить ядерное оружие. Удар может быть нанесен для устрашения, против конкретного военного формирования, для блокировки пути движения украинских войск или по военной инфраструктуре.
«Многие выживут, но окажутся в радиоактивном аду»
Генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев в своем ответе на статью Караганова согласился с его мнением о том, что конфликт России с Западом не закончится с военной победой на Украине. Однако превентивное применение ядерного оружия не решит проблему, считает Тимофеев.
«Оно значительно ухудшит международное положение России, не говоря уже о рисках эскалации в полноценный обмен ядерными ударами уже с использованием стратегических наступательных вооружений», — пишет эксперт.
Тимофеев усомнился, что США и другие ядерные державы побоятся отвечать на российский ядерный удар. Напротив, западная элита «лишь получит больше аргументов в пользу своих позиций, еще больше сплотится и мобилизуется», пишет он. В случае превентивного ограниченного ядерного удара также есть риск потерять авторитет у дружественных России стран, считает Тимофеев.
Политолог описал последствия гипотетического тактического удара со стороны России по объектам в Польше. Хотя это не приведет к гибели целого государства, но повлечет за собой массовые жертвы и заражение местности, перечисляет Тимофеев. Если военный ответ со стороны НАТО последует не сразу, это «поставит Москву в невыгодную ситуацию». Россия может оказаться в полной торговой блокаде и политической изоляции, нейтральные страны займут «более жесткую позицию», оружие на Украину и в Польшу «потечет еще более обильным потоком», а жители этих стран массово встанут под ружье, испытав «огромный патриотический подъем».
Если Россия в ответ на это применит «десяток и более тактических зарядов», конфликт «неизбежно затронет Белоруссию, пограничные российские области», а НАТО может нанести массированный удар крылатыми ракетами по Крыму, Калининградской области и другим регионам. Дальнейшее применение стратегического ядерного оружия обернется «катастрофой с десятками миллионов жертв в России, Европе и Америке».
«В рай попадут не все. Возможно, многие выживут. Но останутся в радиоактивном аду. В таком сценарии российское государство будет, вероятнее всего, катастрофически подорвано, если не уничтожено», — пишет Тимофеев.
«Не надо больше никого пугать словами»
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН) Дмитрий Тренин согласен с Карагановым в необходимости вернуть страх перед ядерным оружием.
«Не надо больше никого пугать словами. К возможному применению нужно готовиться практически, тщательно прорабатывая возможные варианты и их последствия», — пишет Тренин в своей статье.
Как и Караганов, он сомневается в том, что Вашингтон ответит на российские ядерные удары по странам НАТО «из страха перед российским ударом возмездия по США». Отсутствие реакции, в свою очередь, может привести «к глубочайшему кризису НАТО» и даже распаду альянса, предполагает Тренин. Страны НАТО и Евросоюза при таком раскладе «запаникуют» и поймут, что их безопасность зависит «от выстраивания равновесных отношений с Россией».
В то же время Тренин не исключил, что даже неядерный ответ США будет для России «чувствительным и болезненным». На этом этапе речь пойдет уже «о самом существовании» страны, и ответный удар может быть нанесен «уже по главному противнику», рассуждает Тренин.
«Чтобы избежать всеобщей катастрофы, необходимо возвращать в политику и общественное сознание страх: в ядерный век это единственная гарантия сохранения человечества», — заключил эксперт ИМЭМО.
«Радиоактивные руины — плохой фундамент для светлого будущего»
Трое экспертов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН — Алексей Арбатов, Константин Богданов и Дмитрий Стефанович — в статье для «Коммерсанта» назвали «весьма сомнительным и, скорее всего, ошибочным» мнение о том, что применением ядерного оружия можно остановить эскалацию и решить стратегические проблемы.
«Ядерный удар поднимет конфликт на принципиально иной уровень непредсказуемости и многократно повысит ставки противоборства. <…> Реакция будет неизмеримо более масштабной и острой, чем во времена Хиросимы», — говорится в статье.
НАТО предположительно ответит массированным ударом по всем досягаемым военным объектам на суше и на море. В этом случае «договориться о прекращении огня, не говоря уже о мирном урегулировании конфликта, станет практически невозможно», пишут эксперты ИМЭМО.
Сторонам ничего не останется, кроме как наращивать масштаб ударов. В этом случае все рассуждения об «избирательном» применении ядерного оружия нивелируются.
Вот некоторые последствия ядерного конфликта, описанные Арбатовым, Богдановым и Стефановичем:
- острый дефицит товаров первой необходимости, включая продукты питания, лекарства, топливо, оборудование, запчасти, расходные материалы для производств,
- массовый голод,
- многомиллионные потоки миграции,
- беспрецедентное падение качества жизни выживших,
- рост насилия и сопутствующих войн,
- долгосрочное радиоактивное заражение местности,
- вспышки эпидемий,
- инфекционные заболевания из-за разложения десятков миллионов трупов,
- распространение мутирующих переносчиков средневековых и новейших болезней,
- истощение озонового слоя атмосферы, изменение климата.
«Радиоактивные руины, к которым с большой вероятностью может привести игра в “ядерную рулетку”, — самый плохой фундамент для светлого будущего», — пишут авторы статьи.