В России военнослужащего впервые будут судить по статье о нарушении правил несения боевого дежурства. Его обвиняют в отсутствии мер по предотвращению ракетного обстрела Белгородской области со стороны ВСУ весной 2022 года, что повлекло за собой жертвы среди военных и потери боевой техники, сообщает «Коммерсантъ».
По данным силовиков, арестованному еще в мае прошлого года офицеру грозит до 10 лет тюрьмы за нарушение правил боевого дежурства. Имя подозреваемого не называется, при этом «Коммерсантъ» отмечает, что это первый обвиняемый по такой статье в новейшей истории России.
Офицера якобы обвиняют в том, что он не обеспечил достаточное прикрытие воздушного пространства средствами ПВО в приграничной зоне, хотя находился на боевом дежурстве в момент нанесения удара. В результате атаки погибли семь российских военнослужащих, более 40 пострадали, также было уничтожено 15 единиц боевой техники, пишет «Коммерсантъ». Следствие предполагает, что офицер «имея все возможности для предотвращения атаки, допустил причинение серьезного ущерба обороноспособности страны». Сам мужчина свою вину не признал.
Бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009) Командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев рассказал RTVI, что боевое дежурство в силах ПВО, например, в зенитно-ракетных войсках, несут круглосуточно. В частности за обеспечение противовоздушной обороны отвечают командный пункт армии ПВО и ВВС, а также полки, бригады, зенитно-ракетные дивизионы, радиотехнические бригады, отдельные радиолокационные роты, батальоны.
«Из состава дежурных сил назначается зенитно-ракетный дивизион, а также средства обеспечения несения боевого дежурства. Дежурство несется на командных пунктах и пунктах управления, на командном пункте полка постоянно находится сокращенный боевой расчет. В приграничной полосе вдоль всей границы Российской Федерации боевое дежурство несется в готовности два или один в зависимости от подлетного времени противника, на границах оно составляет от двух до пяти-семи минут», — объяснил Хатылев.
В граничащих с Украиной регионах подлетное время может составлять около одной минуты.
Дежурный командир полка несет боевое дежурство 24 часа в сутки, у него в подчинении находятся другие офицеры, которые составляют дежурную смену.
«Когда дежурный командир заступает на боевое дежурство включается вся техника зенитно-ракетной бригады полка, проводится контроль функционирования техники и вооружения, решаются задачи в автоматизированной системе управления на точность выдачи целеуказания по воздушным целям.
То есть оперативный дежурный и дежурный заместитель командира полка бригады убеждаются в том, что вся техника всей бригады полка исправна и к бою готова, в состоянии отработать в автоматизированном и неавтоматизированном режиме по воздушным целям.
После этого идет прием-сдача дежурства, оформление документации. Оставшиеся 22 часа расписаны в плане несения боевого дежурства: отрабатываются различные задачи», — рассказал Хатылев.
В случае, если дежурный командир ПВО фиксирует угрозу нарушения государственной границы, он обязан доложить вышестоящему руководству, а также принять решение о переводе дежурных сил в «готовность номер один» — при этом статусе запускается специальная техника, а в случае, если государственная граница все же пересечена, предпринимаются соответствующие меры.
«Я подозреваю, что судят скорее всего оперативного дежурного либо того, кто командовал непосредственно зенитно-ракетным комплексом. Если он находился на боевом дежурстве, об этом есть в статья в УК, он не выполнил задачу, если ему ее поставили. Или же он не вскрыл действия противника, то есть не определил, что противник наносит удар, и он подлежит уголовной ответственности», — подчеркнул Хатылев.
Этот случай стал первым из-за проведения военной операции на Украине, уверен эксперт. «Это происходит впервые, потому что у нас СВО началась год назад. Раньше тоже в принципе привлекали, например, когда в 1987 году на Кремлевскую площадь прилетел пилот-любитель Матиас Руст. Тогда 350 офицеров были осуждены, привлечены, сняты с должности, лишились орденов и так далее», — заключил он.