В России 11 сентября закончился Единый день голосования. На протяжении трех дней в 82 субъектах страны шли выборы разных уровней — всего около 4,7 тысячи избирательных кампаний, включая губернаторские и муниципальные.
В некоторых регионах проголосовать можно было онлайн — с помощью системы электронного голосования. Такая функция была доступна в Москве, Калининградской, Курской и еще пяти областях. В зависимости от места голосование проходило в течение одного, двух или трех дней. RTVI рассказывает, какие результаты оказались ожидаемыми, а какие — непредсказуемыми.
Аномальная электронная явка
Только за первые два часа в столице с помощью интернета проголосовали свыше 440 тысяч россиян (около 6,5% от общего числа избирателей). На выборах депутатов Псковской городской думы за это же время отдали свой голос уже 40,7% избирателей. Высокий процент электронной явки зафиксирован и в других регионах. Рекордсменом стала Ярославская область — к утру 11 сентября там проголосовали 83,5% участников дистанционного голосования.
Лидер московского отделения партии «Новые люди» Анна Трофименко рассказала RTVI, что для нее высокая явка в Москве была ожидаемой. «Если принимать во внимание информационную кампанию “Миллион призов”. Когда в первый день разыгрывали 50 машин, во второй 30, а в третий 20. Очевидно, что в информировании была сделана ставка на ДЭГ, именно на первый день голосования. И это принесло свои результаты», — уверена Трофименко.
Муниципальные выборы
По словам политолога Александра Кынева, показатели в Москве значительно выше, чем в 2019 году, когда политическая обстановка более способствовала проявлению гражданской позиции.
«Такой явки на московских муниципальных выборах никогда не было отродясь. Не было ни в 90-е годы, ни за последние десять лет. И это при том, что избирательная кампания особо не проходила — ее никто не видел, о ней никто не слышал, все было тихо. Административный перегиб на лицо», — резюмирует Кынев.
Прошлая муниципальная московская кампания прошла с явкой 14,82%. Она оказалась самой удачной за последние годы для оппозиции. Тогда большинство депутатских мандатов смогла получить партия «Яблоко». В этом году по официальным данным явка составила 41%. Дистанционно проголосовали 1,7 млн человек, на участках — 610 тысяч.
«На горячую линию поступило в этот раз не очень много звонков, но это связано с тем, что у нас практически нигде нет партийных списков. Наблюдателям удается решать возникающие проблемы с кандидатами на местах. Вмешательства федерального штаба не требуется. Парадоксальные цифры в первые часа голосования объяснить сложно, потому что у нас нет никаких инструментов, чтобы проконтролировать ДЭГ», — рассказал RTVI Игорь Яковлев, пресс-секретарь партии «Яблоко».
КПРФ повышенная явка в первые часы работы электронного голосования в Москве тоже заинтересовала. Депутат Сергей Обухов сообщил, что отправил в ЦИК несколько запросов на эту тему.
Несмотря на критику со стороны двух партий, Центризбирком не исключает возможности в будущем распространения дистанционного голосования на всю страну. Пока эта система работает в Москве и еще нескольких регионах. Как стало известно накануне, судьбу ДЭГ будут определять сами граждане. Пока не возникнет доверие к онлайн-технологиям — масштабировать его на всю страну власти не будут. По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, сейчас в целях обеспечения безопасности ведется замена оборудования на российское. «Отрапортовать и масштабировать ДЭГ можно, но если мы поспешим, то наломаем дров. И именно тогда может доверие рухнуть, а нам надо постепенно его наращивать, поэтому мы очень интенсивно работаем, но двигаемся очень осторожно, соизмеряя шаги с безопасностью и ростом уровня доверия», — резюмировала она во время пресс-конференции.
Как считает политолог Юрий Виноградов, в целом у властей есть сейчас административный настрой, чтобы расширять ДЭГ на всю страну, так как его итоги воспринимаются как более контролируемые.
«Проблема дефицита доверия к онлайн-голосованию у критиков власти остается, но сторонники власти стремятся ее девальвировать, заявляя, что беспокоиться не о чем», — уверен Виноградов.
Выборы губернаторов
В большинстве регионов по предварительному подсчету голосов на губернаторских выборах лидируют действующие главы регионов. По просьбе ЦИК, финальные результаты голосования будут объявлены не раньше 14 сентября. Предполагается, что эта мера поможет избиркомам рассмотреть все жалобы детально.
Во Владимирской области побеждает Александр Авдеев от «Единой России» (84,75%), временно исполняющий обязанности губернатора. В Томской области — Владимир Мазур (84,74%) от партии «Единая Россия». В Тамбовской области Максим Егоров (84,3%), врио региона. В Удмуртии — Александр Бречалов (60,92%), действующий губернатор, который избирается на второй срок. Именно у него, по оценкам политологов, были шансы проиграть выборы из-за не очень высокого рейтинга доверия среди избирателей.
В Свердловской области опережает оппонентов формально самовыдвиженец, но единорос по партийной принадлежности — Евгений Куйвашев (84,31%). В Рязанской области — Павел Малков из партии «Единая Россия» (77,22%); в Кировской области — Александр Соколов (74,19%); в Ярославской области — Михаил Евраев (84,95%) — врио губернатора, в Кировской области — Александр Соколов (74,19%), в Новгородской области — Андрей Никитин (84,24%), в Карелии — Артур Парфенчиков (71,6%). В Марий Эл — Юрий Зайцев (65,87%), врио губернатора.
«Иностранное вмешательство»
До 10 сентября ЦИК зафиксировала больше 29 тысяч потенциально опасных воздействий и 94 DoS-атаки на свои серверы и сайты. Об этом на пресс-конференции сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова. Комиссия Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России установила, что около пяти центров управления из США, Великобритании, ФРГ, Швеции и Украины пытались продвигать на этих выборах «выгодных для Запада кандидатов». Делать это им помогали, по словам депутата Василия Пискарева, более ста медиапроектов. Объем финансирования этих СМИ, занимающихся подрывной деятельностью против России, составляет, по оценкам комиссии, порядка $30 млн в месяц.