МХАТу нужно наводить порядок в творческих и административных кадрах, а также заняться своими финансами, а к «Новой школе МХАТ» возникли серьезные вопросы. Об этом написала министр культуры Ольга Любимова у себя в фейсбуке после встречи с новоназначенным гендиректором театра Владимиром Кехманом. Тот в ответ пообещал быстрый капремонт, скорую премьеру по книге Прилепина и новую «Вассу Железнову».

«Владимир Кехман сообщил, что специалисты проверили здание театра. В результате планируется в начале 2022 года сделать проектно-сметную документацию и уже летом приступить к капитальному ремонту», — написала министр культуры. По ее словам, гендиректор пообещал управиться за 4 месяца без остановки работы театра.

Возвращение Есенина

По словам Кехмана, предварительные изыскания по зданию, являющемуся одним из самых выразительных примеров советского модернизма в Москве, ведутся с участием архитектора Владимира Кубасова, проектировавшего театр в 1970-х. «В дальнейшем я планирую обсудить с ним, какие у здания есть слабые места и на что нам нужно обратить особое внимание», — рассказал Кехман.

Руководитель театра анонсировал Любимовой ближайшую декабрьскую премьеру — «Женщины Есенина» по книге «Есенин», написанной заместителем художественного руководителя театра Захаром Прилепиным и опубликованной в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». В постановке, по словам Кехмана, можно будет увидеть Екатерину Стриженову, Алису Гребенщикову, Екатерину Волкову, Михаила Кабанова и других. В начале ноября Владимир Кехман приостановил работу над всеми проектами, находящимися в производстве, однако для этого спектакля, видимо, сделал исключение.

«Новая школа МХАТ»

А вот еще над одним проектом, доставшимся новой команде в наследство от прежней, Любимова поставила знак вопроса — в частности, над «Новой школой МХАТ», учрежденной совместно с университетом «Синергия». «Не скрою, что серьезную озабоченность вызывает качество оказываемых услуг программы „Новая школа МХАТ”, — пишет Любимова. — Нужно проверить качество и степень легитимности оказания подобных услуг. Ведь люди поверили бренду, имени театра, заплатили деньги за обучение. Это нужно взять на контроль и нужно проследить, чтобы, с одной стороны, люди получили эти услуги. С другой стороны, [чтобы] эта деятельность далее в театре не проводилась ни к коем случае».

«Особенность обучения в „Новой Школе МХАТ” состоит в интеграции образовательного процесса в ежедневную жизнь МХАТ им. Горького: студенты проходят практику в театре с самого начала обучения», — заявили RTVI в пресс-службе «Синергии». «Мы находимся в переговорах по вопросу дальнейшего развития „Новой школы МХАТ”, — сказал президент корпорации Вадим Лобов. — Люди, которые получают сейчас образование, дают очень хорошие отзывы о школе и не хотят прерывать образование. „Синергия” со своей стороны готова выполнить все свои обязательства и предоставить обучающимся услуги на самом высоком уровне».

Источник RTVI в Минкультуры сообщил, что министр пока поручила «разобраться» с образовательной программой «Новой школы МХАТ». «Театр, как и любое учреждение, не должен вести неуставной деятельности, — сказал собеседник издания. — Преподавательская деятельность в уставе театра не прописана».

Творческие планы

Владимир Кехман также заметил, что за последние годы во МХАТе не было ни одной постановки по произведениям Максима Горького, — и анонсировал возвращение в репертуар его пьесы «Васса Железнова», в свое время прославившей Татьяну Доронину. Любимова напомнила Кехману о давнем предложении — записать приветствие для зрителей с голосом Дорониной. По словам министра, капремонт в театре завершится к осени 2022 года, к этому же сроку должны быть решены все вопросы с административными кадрами.

Кроме того, к лету 2022 года Кехману и его команде предстоит собрать новый попечительский совет — предыдущий, под председательством коммерческого директора корпорации УГМК Игоря Кудряшкина, объявил о прекращении отношений с театром после ухода прежнего художественного руководителя Эдуарда Боякова, возглавлявшего театр на протяжении трех лет.

Одним из последних продюсерских решений прежнего худрука было приглашение на роль в спектакль «Чудесный грузин» телеведущей и блогера Ольги Бузовой. Это вызвало резкое недовольство основательницы театра Татьяны Дорониной, пожаловавшейся на прежнее руководство театра в письме Владимиру Путину.

Возглавив театр, Владимир Кехман неоднократно признался в любви к Дорониной и даже демонстративно снял со стены портрет Боякова. Вместе с прежним худруком театр покинули пресс-секретарь Виктория Мусина-Пушкина и завлит Мария Ватутина. Кехман анонсировал и другие сокращения — прежде всего в отделах, занимающихся связями с общественностью и администрированием.