Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью итальянской телекомпании Mediaset. Текст беседы размещен на сайте МИД России. Главное из разговора Лаврова с журналистами — в материале RTVI.

О перспективах ядерной войны

Россия никогда не прекращала усилий по достижению договоренностей, которые будут гарантировать неразвязывание ядерной войны. Именно мы в последние годы настойчиво предлагали американским коллегам повторить то, что сделали Горбачев и Рейган в 1987 году: принять заявление и подтвердить, что в ядерной войне не может быть победителей, поэтому она никогда не должна быть развязана.

О российском гиперзвуковом оружии

Мы были вынуждены заниматься гиперзвуковыми вооружениями, т.к. прекрасно знали, что система ПРО США будет направлена не на КНДР и Иран, а против Российской Федерации и впоследствии КНР. Нам были нужны вооружения, которые гарантированно могут преодолевать противоракетную оборону. Иначе у страны, обладающей ПРО и наступательными вооружениями, может появиться искушение нанести первый удар в надежде на то, что ответный будет подавлен системами ПРО. Вот как появились эти вооружения. Они подробнейшим образом описаны в специализированной печати. Мы не скрываем их наличие.

О ракетных обстрелах Киева

Мы постоянно предупреждали. Президент Путин, объявляя о начале специальной военной операции сказал, что ее целями будет военная инфраструктура, которая находится на Украине и используется для подавления мирного населения на востоке страны и создания угроз безопасности Российской Федерации. Они прекрасно знают, что мы атакуем военные объекты, чтобы лишить украинских радикалов и киевский режим возможности получать подкрепление в виде вооружений и боеприпасов. С другой стороны, не слышал, чтобы президент Зеленский хоть словом обмолвился по поводу ситуации, никаким образом не связанной ни с военным заводом (как бы он ни назывался), ни с чем-либо еще, относящимся к военной инфраструктуре. Имею в виду откровенные удары ракетами «Точка-У», которые были нанесены за последние недели по центру Донецка, по железнодорожному гражданскому вокзалу в Краматорске и по целому ряду других населенных пунктов, включая Херсон. Эти атаки явно направлены на то, чтобы терроризировать мирное население и не допустить ситуации, когда жители этих регионов будут сами определять свою судьбу.

О «нацификации» Украины

Нацификация есть: захваченные в плен боевики и батальоны «Азов», «Айдар» и других подразделений, носят на одежде, своем теле символ и татуировки свастики, нацистских батальонов Ваффен-СС, открыто читают и пропагандируют «Майн кампф». Он выдвигает аргумент: какая у них может быть нацификация, если он еврей.

Могу ошибиться, но у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит. Мудрый еврейский народ говорит, что самые ярые антисемиты, как правило, евреи. «В семье не без урода», как у нас говорят.

О ЧВК «Вагнер»

Про «Вагнер» говорили несколько раз с теми, кто интересовался этой темой. «Вагнер» – это частная военная компания, которая не имеет отношения к российскому государству. Объясняли это и нашим французским коллегам, когда они стали нервничать из-за того, что «Вагнер» договорился с правительством Мали предоставлять ему услуги в сфере безопасности.

О роли Италии в санкционной политике против России

Италия в первых рядах тех, кто не просто принимает антироссийские санкции, но и всячески выдвигает инициативы. Мне это действительно было странно видеть, но сейчас мы уже привыкли к тому, что Италия может быть такой. Мне казалось, что Италия и итальянский народ имеют несколько иное отношение к своей истории, к справедливости в мире и могут отличать черное от белого.

Лавров говорит

Фотография: Рамиль Ситдиков / ТАСС

О трагедии в Буче

Правда здесь только одна. 30 марта российские военнослужащие ушли из Бучи. На следующий день 31 марта мэр Бучи Федорук провозглашал победу на телекамеры, говорил, что город вернулся к нормальной жизни. Только через три дня стали показывать фотографии с этими трупами. Даже не хочу внедряться в эту тему, потому что она настолько очевидно является фейком, что любой серьезный наблюдатель может это понять с первого взгляда.

О целях спецоперации на Украине

Мы не требуем, чтобы он [Зеленский] сдавался. Требуем, чтобы он отдал приказ отпустить всех гражданских и прекратить сопротивление. Наша цель не включает в себя смену режима на Украине. Это американская специальность. Они этим занимаются по всему миру. Хотим обеспечить безопасность людей на востоке Украины, чтобы им не грозила ни милитаризация, ни нацификация этой страны, а с территории Украины не исходили угрозы безопасности Российской Федерации.

Об «украденных» у России 300 миллиардах долларов

Происходит простая вещь, о которой критики наших действий, все, кто нас осуждает в последние дни, почему-то не хотят говорить. У нас украли деньги (более 300 млрд долларов). Взяли и украли. Большая часть суммы получена за поставки газа и нефти. Это стало возможным, потому что деньги ПАО «Газпром» был вынужден хранить на своих счетах в западных банках (по вашим правилам). Захотели «наказать» Россию – своровали. Сейчас нам предлагают продолжать торговать, как раньше, а деньги останутся лежать у них. Когда захотят, опять их прикарманят.

О состоянии здоровья Путина

Спросите иностранных лидеров, которые общались с президентом России Путиным в последнее время, в том числе Генерального секретаря ООН Гутерреша. Думаю, вы поймете, о чем идет речь.

О возможном окончании спецоперации к 9 Мая

В Советском Союзе была традиция – обязательно к какому-то празднику сделать что-то крупное, громкое. Концентрируем наши действия на Украине исключительно на задачах, о которых я упомянул. Они были объявлены Президентом России– защита и обеспечение безопасности гражданского населения, отсутствие на территории Украины для них и для Российской Федерации каких-либо угроз, связанных с наступательными вооружениями и нацификацией, которую на Западе активно пытаются преуменьшать. <…> Наши военные не будут искусственно подгонять свои действия под какую-то дату, включая День Победы.

Будем торжественно отмечать 9 Мая, как это делаем всегда. Вспоминать тех, кто пал за освобождение России и других республик бывшего СССР, за освобождение Европы от нацистской чумы.

Темпы осуществления операции на Украине зависят, прежде всего, от необходимости минимизировать любые риски для гражданского населения и российских военнослужащих.