Восемь лет назад, 2 мая 2014 года, в Одессе произошла потасовка между сторонниками «евромайдана» и его противниками. Драка закончилась поджогом Дома профсоюза, в котором забаррикадировались активисты «антимайдана». В результате пожара погибли 42 человека, еще шестеро скончались от огнестрельных ранений. Годы спустя расследование этих событий не завершено, многие подозреваемые в причастности к гибели людей по-прежнему на свободе.

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Андрей Боровский / ТАСС

Фотография: Андрей Боровский / ТАСС

Фотография: Андрей Боровский / ТАСС

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Андрей Боровский / ТАСС

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Фотография: Vadim Ghirda / AP

Фотография: Sergei Poliakov / AP

Весной 2014 года после смены власти на Украине на площади Куликово Поле у Дома профсоюзов в Одессе проходили массовые митинги противников нового политического курса. Через некоторое время в знак протеста против Евромайдана «куликовцы» развернули на площади палаточный лагерь. Активисты, в частности, требовали присвоить русскому языку статус второго государственного, провести административно-территориальную реформу, сохранить памятники исторического и культурного наследия региона.

Днем 2 мая 2014 года в историческом центре города начались потасовки между сторонниками «антимайдана» с одной стороны и футбольными фанатами из Харькова и Одессы, а также активистами «евромайдана» – с другой. После столкновений на Греческой площади, уличный бой переместился на Куликово поле, в результате палаточный городок «куликовцев» был разгромлен, а Дом профсоюзов, где укрылись антимайдановцы подожжен.

Пожар унес жизни 42 человек: 34 из них погибли из-за ожогов и удушья угарным газом, еще восемь — из-за травм после падения из окон здания. Кроме того, в массовых беспорядках пострадали свыше 250 человек.

За восемь лет события 2 мая обросли множеством трактовок. При этом расследование трагедии до сих пор не завершено, приговоры по делу о гибели почти полсотни людей не вынесены.

Официальное расследование этих событий проводили прокуратура Одесской области и Генеральная прокуратура Украины. Помимо этого, независимым общественным расследованием трагических событий занялись члены общественной «Группы 2 мая», в состав которой вошли журналисты и эксперты.

Ход расследования и замечания международных организаций

Первоначально обвинение было предъявлено 26 участникам потасовок с обеих сторон, шесть человек находились в статусе подозреваемых, еще четверо – в розыске. В результате пятеро «куликовцев» провели более 3,5 лет в следственном изоляторе.

В сентябре 2015 года специальный докладчик ООН по вопросам внесудебных казней Кристоф Хайнс, выступая на брифинге в Украинском кризисном центре, сообщил, что большая часть доказательств, касающихся пожара в одесском Доме профсоюзов, была уничтожена сразу после событий, а процесс поиска преступников назвал очень медленным. Он также обратил внимание на то, что пожарные «приехали слишком поздно», хотя им поступали многочисленные обращения о помощи.

Через два месяца после этого представители Международной консультативной группы (МКГ) Совета Европы заявили, что два из трех изученных ими расследований гибели людей не были независимыми. Вместе с тем, они пришли к выводу, что все разбирательства по факту этого происшествия, проведенные Киевом, не удовлетворяют требованиям Европейской конвенции по правам человека.

В сентябре 2017 года суд из-за недостаточности улик суд оправдал 19 «антимайдановцев», обвинявшихся в массовых беспорядках, 17 из них вскоре отпустили, двоим предъявили новые обвинения по статье «Сепаратизм», после чего их вновь поместили под арест. Позже прокуратура также подала апелляцию на оправдательное решение суда.

В мае 2019 года мониторинговая миссия ООН по правам человека на Украине назвала неэффективным расследование трагических событий в Одессе. Вместе с тем, Фиона Фрейзер, в то время возглавлявшая миссию, сообщила, что активисты систематически срывают судебные заседания по делу о беспорядках 2 мая 2014 года.

Тогда же российский МИД обвинил Украину в затягивании расследования пожара в Доме профсоюзов в Одессе. Однако в ведомстве выразили надежду на то, что Киев создаст условия, при которых власти смогут «провести объективное и беспристрастное расследование событий 2 мая 2014 года».

«Несмотря на призывы международных организаций и правозащитных НПО провести тщательное расследование, в Киеве упорно его тормозят. Все это позволяет говорить о причастности руководства Украины к тем ужасным событиям», — говорилось в заявлении на сайте МИД России.

Спустя год ООН призвала Киев справедливо расследовать дела о массовых беспорядках, наказать виновных, а также рекомендовала офису Генерального прокурора рассмотреть возможность передачи руководящей роли в расследовании от Главного управления Национальной полиции в Одесской области в Главное следственное управление Национальной полиции.

В свою очередь МИД Украины в шестую годовщину трагических событий обвинил Россию в незаинтересованности в установлении объективной картины пожара в Доме профсоюзов. Также в сообщении ведомства отмечалось, что Москва отказала в экстрадиции одного из фигурантов расследования, бывшего заместителя начальника ГУ МВД Одесской области Дмитрия Фучеджы, и предоставила ему гражданство России. Помимо этого, в сообщении говорилось, что в декабре 2019 года Россия настаивала на выдаче по меньшей мере девяти человек, которые принимали прямое или косвенное участие в организации массовых беспорядков в Одессе.

В начале февраля 2022 года Европейский суд по правам человека начал рассмотрение дела о пожаре в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года. В частности, ЕСПЧ проводит предварительные консультации со сторонами. Истцами выступил 31 человек из числа выживших и родственников погибших. Ответчик по делу – Украина и еще семь других лиц.

Суд, в частности, направил Киеву вопросы об обеспечении украинскими властями безопасности во время майских событий в Одессе. Также суд запросил подробности мер, которые власти предприняли для предотвращения насилия во время трагедии и детали проведенного Киевом расследования гибели людей. Помимо этого, ЕСПЧ хочет выяснить, можно ли считать, что расследование проводилось в разумные сроки, как это предусмотрено Европейской конвенцией по правам человека, а также просит проинформировать о результатах проверки сообщений некоторых потерпевших о жестоком обращении с ними уже в ходе расследования.

Память

Ежегодно в России и Украине проходят акции в память о погибших во время пожара в одесском Доме профсоюзов. В Москве и других российских городах такие мемориальные мероприятия проводят в основном прокремлевские молодежные движения – «Молодая Гвардия Единой России» и «Волонтерская Рота Боевого Братства». По утверждению представителя одной из этих организаций, в этом году к закрытому посольству Украины пришло более двух тысяч активистов с портретами жертв пожара 2 мая 2014 года. Аналогичные акции, но с меньшим количеством участников, состоялись и в других регионах.

Между тем в Одессе любые траурные мероприятия в память о погибших в Доме профсоюзов запрещены. С вечера 1 мая власти города ввели комендантский час, который продлится до 5:00 3 мая. В предыдущие годы в годовщину событий в Одессе мемориальные акции проходили: жители города несли к Дому профсоюзов на Куликовом поле цветы, венки и свечи.

Памятные мероприятия также прошли в некоторых европейских странах – Италии, Испании, Сербии и других.