В эфире RTVI Марианна Минскер и педагог Дима Зицер поговорили о том, как защитить ребенка от буллинга и научить его защищаться
– С чего начинается травля в школе?
– Не верно связывать буллинг с детством и детьми. В первую очередь, травля – это упрощение отношений. Один начинает травить и унижать другого по формальным признакам тогда, когда он не умеет общаться по-другому. Человек может почувствовать, что он существует только в момент, когда кого-то нет, когда кому-то хуже, кто-то унижен. Когда мир черно белый у детей или у взрослых, тогда все просто, одни друзья, другие – враги. В этот момент тот, кто обижает становиться значимым. Когда в компании говорят: «Мы вместе, мы все, как один» – ожидайте травли. Надо говорить о том, что мы – разные и в этом наша сила.
– Травля закаляет человека?
– Это полная чушь. Вы не понимаете, человек, который оказался жертвой буллинга испытывает леденящее чувство одиночества. Общество декларирует ему: «Ты не можешь себя защищать, иначе ты становишься ябедой и крысой». А это, вообще-то, терминология тюремной зоны, которая не должна применяться к нормальным межличностным отношениям. На самом деле нужно транслировать идею того, что человек имеет право себя защищать. Наши дети должны знать, что, когда им плохо – это не нормально и неправильно.
– Как поступать жертве?
– Для того, чтобы ребенок сказал о том, что ему плохо, у него должен быть такой опыт. То есть он мог дома спокойно сказать об этом и получить поддержку. Он должен быть уверен, что в школе ему не скажут: «У нас в классе такого не может быть». Если этого доверия между взрослыми и детьми нет, то ничего жертве не сделать, ей никак себе не помочь. Если у вас с ребенком не построены человеческие отношения, то он вам никогда не скажет о том, что ему плохо. Все, что нам транслируют дети – они взяли у нас, в том числе буллинг. Если с родителями не сложилось отношений, то может быть ребенок, найдет другого человека, который за него заступится. Это может быть ученик старших классов, которому он доверят, соседка, родственник, спортивный тренер – хоть кто-то должен выслушать его.