К 8 января военные взяли Алма-Ату под полный контроль, но обстановка в городе до сих пор тревожная, убедился корреспондент RTVI Арсений Молчанов. С улиц до сих пор не убрали тела погибших и сгоревшие остовы машины, многие магазины и банки в центре разграблены, общественный транспорт не работает, а военные нервно реагируют на скопления людей, открывая огонь холостыми. Время от времени в городе объявляют режим КТО, призывая людей оставаться дома.

На въезде в Алма-Ату блок-посты: солдаты выводят пассажиров с поднятыми руками и досматривают.

Утром мы прибыли в центр города, где выстрелы были слышны каждые 5-10 минут, и было непонятно — это перестрелка или так отпугивают зевак.

В центре повсюду сгоревшие автомобили, автобусы. Внезапно началась непрерывная стрельба рядом с нами. Наша группа, около семи человек, включая прохожих, легла на землю, — лежали где-то минуту. Помимо автоматных очередей один раз мы слышали, как стреляли БТРы.

Весь центр перекрыт блокпостами, у них стоят военные и целятся в проезжающие машины. Мы пытались снять автомобиль, врезавшийся в дерево, к нам подъехали военные: из их машины на нас наставили три дула, так что пришлось уйти.

Местные разделились во мнении, кто-то говорит, что нечего бояться и стреляют только холостыми. Я нашел много резиновых пуль размером с фундук и гильзы от холостых зеленого цвета.

Хотя прохожий рассказал, что одна из машин после блокпоста проехала с пробитыми колесами. И часть местных жителей рассказывают про якобы имевшийся приказ военным стрелять на поражение при любом подозрительном движении. Интернета в городе нет, что оставляет пространство для противоречивых слухов.

У сожженной и разграбленной резиденции президента Казахстана сломан забор, еще вчера через него водили экскурсии, как в Межигорье Виктора Януковича после «Евромайдана», и несколько сожженных машин. Сегодня силовики поставили здесь блокпост, и экскурсии прекратились.

В городе больше всего пострадал центр и несколько прилегающих улиц — ограблены и сожжены многие магазины, нападениям подвергались ювелирные магазины и салоны техники, а также банки. Один из местных банковских служащих пожаловался на ограбление его банка, мародеры раскурочили банкоматы.

Алма-Ата

Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

На улицах остаются трупы и сгоревшие машины, мусор из дворов почти не вывозят, коммунальщики не работают. Многие магазины разграблены, некоторые заколочены.

Рядом с отелем у центра города — целиком сгоревший автобус, который полностью перегородил движение в одну сторону, все объезжают его через двойную сплошную.

Интернет в городе не работает, мобильная связь работает только от местных провайдеров. Впрочем, в городе включили технический канал связи для эквайринга, и в отеле нам сказали, что можно расплатиться картой. Это впервые, в Нур-Султане такой возможности не было: там стояли очереди в банкоматы — в те, где еще можно было снять наличные.

Но сегодня уже начинают завозить продукты, в один из магазинов привезли сыры и колбасу: люди стараются набрать побольше еды, всё только за наличку.

У заправок же остаются огромные очереди. Общественный транспорт не работает.

Отношение к журналистам и жилеткам «пресса» в городе разное: одни считают, что носить репортерский жилет несет риски привлечь мародеров и лишнее внимание, другие считают, что в журналистов не будут стрелять военные. В субботу стало известно про жесткое задержание внештатника RT Станислава Обищенко, его напарнику удалось убежать.

При моей попытке взять интервью у местного жителя один из военных кричал матом. Больше всего военных раздражают скопления людей, например, зевак, разглядывающих сожженные машины: в таком случае больше риски вызвать огонь холостыми и приказ военных расходиться. Поэтому на улицах малолюдно.

Хотя гражданские машины мимо военных ездят спокойно, главное — не останавливаться перед патрулями: они нервно на это реагируют.

Несмотря на всё это, сейчас в Алма-Ате более мирная обстановка, чем раньше, когда в городе шли боевые столкновения: люди даже выходят гулять на бульвары, иногда с колясками. Идут осторожно мимо мест, оцепленных военными.

К вечеру, за час до комендантского часа, два раза звучала сирена и раздавался голос из мегафона о зачистке города от бандитов и террористов.

Очевидцы у аэропорта говорили, что всю ночь в город прибывали военные самолеты: сейчас воздушная гавань полностью заточена под ОДКБ. В воскресенье оттуда готовится эвакуация россиян военным бортом.

Местные жители видят причины протестов в разных вещах. Есть версия о естественных причинах протеста в виде накопления социально-экономических проблем, после чего к мирным демонстрантам присоединились исламские радикалы из бедных сел в районах, из-за чего и начались перестрелки и мародерство. Один из местных сказал мне, что рад вводу контингента ОДКБ и наведению порядка в городе.

Другой местный русский назвал протесты организованными, поскольку участники беспорядков начали быстро громить полицейские участки, грабить оружейные магазины и прочее.

В любом случае, на 10-е власти объявили национальный траур. По телевидению передачи регулярно прерываются объявлением о зачистке городов от террористов, хотя по новостям постоянно говорится про стабилизацию ситуации и возвращение к нормальной жизни.

Арсений Молчанов, Алма-Ата