В Ливийской национальной армии, контролирующей восточные районы Ливии, заявили, что обнаружили 2,5 тонны урана, о пропаже которых накануне заявили в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом сообщает телеканал Al-Jazeera со ссылкой на генерала Халеда аль-Махджуба.
По его словам, контейнеры с ураном удалось обнаружить «всего в 5 км» от хранилища, расположенного на юге Ливии. В частности, военные утверждают, что нашли десять емкостей с радиоактивным материалом неподалеку от границы с Чадом.
«Ситуация находится под контролем. МАГАТЭ проинформировано», — заверил Халед аль-Махджуба в разговоре с AFP.
Как отмечает Би-би-си, в агентстве сообщили, что пытаются проверить эти заявления.
О пропаже в Ливии 2,5 тонн необогащенного урана накануне сообщило агентство Reuters со ссылкой на заявление главы Международного агентства по атомной энергии Рафаэля Гросси. В его обращении к странам, входящим в Совет управляющих МАГАТЭ, утверждалось, что 14 марта инспекторы организации посетили с проверкой неназванное труднодоступное хранилище на одном из ливийских полигонов и не нашли там 10 бочек с радиоактивным материалом, задекларированных властями страны.
Гросси подчеркнул, что пропажа 2,5 тонн урана может представлять риск для ядерной безопасности. Глава агентства пообещал провести расследование, чтобы выяснить, при каких обстоятельствах был вывезен радиоактивный материал и где он находится сейчас.
Доступ к полигону в Ливии, который инспектировало МАГАТЭ, был затруднен из-за борьбы между различными вооруженными группировками в регионе. Объект находится на территории, не подконтрольной признанным ООН властям страны. Изначально представители МАГАТЭ планировали посетить этот полигон в 2021 году, но из-за нестабильной обстановки смогли добраться туда только в марте 2023 года.
В разговоре с Би-би-си эксперт из международной организации Nuclear Threat Initiative Скотт Рекер заявил, что полигон расположен в крайне удаленном районе на юге Ливии. По его оценке, речь идет о пропаже примерно одной десятой части от всего объема материала, который там хранился.
«Вывезти этот материал оттуда можно было только сознательно <…> и не заметить этого было бы просто невозможно», — подчеркнул он.