Китай построил военную базу в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана недалеко от границы с Афганистаном и КНР. Об этом 19 февраля написала газета Washington Post, которая провела расследование.

По словам журналиста Washington Post, военная база выглядит скромно и состоит из двух десятков строений и сторожевых вышек. Репортер изучил фотографии со спутника, а также сам съездил в Таджикистан и поговорил с китайскими солдатами, которые там служат. Власти Китая и Таджикистана официально не признали, что военный объект реально существует и работает. Неизвестно, как военную базу строили, кому она принадлежит и откуда получает финансирование.

Журналист WP сказал, что встретил нескольких китайских солдат на рынке в поселке Мургабе, который находится ближе всего к базе. На их форме были знаки отличия, которые помогли сделать вывод, что военные прибыли из Синьцзянь-Уйгурского автономного округа. Именно там, по мнению международного сообщества, власти КНР организовали лагеря перевоспитания для уйгуров — этнического мусульманского меньшинства.

Один из солдат сказал репортеру, что китайцы находятся в Таджикистане уже три или четыре года. По его словам, это спокойный регион, но никаких подробностей несения службы не раскрыл, сославшись на секретность.

WP утверждает, что Китай с помощью этой базы тайно выполняет операции по обеспечению безопасности в Афганистане.

Газета направила запросы в китайские министерства иностранных дел и обороны. В МИД КНР отказались комментировать информацию, а в Минобороны на запрос не ответили. В Министерстве иностранных дел Таджикистана заявили, что никаких военных объектов КНР в стране нет и переговоров по их строительству не ведется. Власти Афганистана также отрицали, что на границе с Таджикистаном КНР планирует построить военную базу.

По данным WP, американские власти знают о китайских солдатах на таджикско-афганской границе, но не знают, чем конкретно те занимаются. Американцы говорят, что не против дополнительных сил, которые обеспечивают безопасность в этом регионе.

Газета выяснила, что в 2017 году в Пекине китайцы сказали российской стороне, что в Таджикистане есть база КНР. Они объяснили ее появление логистическими, а не военными целями. По мнению специалиста Московского центра Карнеги Александра Габуева, Пекин хотел посмотреть реакцию Москвы на свое присутствие в традиционно российской сфере влияния. При этом в Таджикистане дислоцируется 201-я российская военная база. Москва и Душанбе подписали договор, по которому она будет там находится до 2042 года.

Экстремисты, которые проникают из Афганистана в соседние страны, — одна из причин китайского военного присутствия в регионе. Уйгурское движение независимости Восточного Туркестана, которое поддерживали талибы, угрожало Китаю терактами. WP написала, что тысячи уйгуров уехали из КНР в Сирию и примкнули к запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Теперь они могут вернуться назад или активизироваться в Афганистане и Таджикистане. Появление лагерей для уйгуров в самом Китае также связывают с борьбой с экстремизмом.