Галерист Марат Гельман* предполагает, что МВД объявило его в розыск после высказываний о российской военной операции на Украине. Об этом он заявил RTVI.

По словам Гельмана*, о розыске он узнал из телеграм-каналов, но не удивлен, поскольку на протяжении девяти месяцев постоянно высказывает свою позицию по поводу боевых действий на Украине. «Позиция эта не менялась, может быть, она стала более жесткой даже», — признал галерист.

«Я считаю, что путинская власть начала преступную ***** [военную операцию] и, собственно говоря, является для России захватнической, то есть она фактически меняет полностью всю структуру общества в России. Я желаю победы ВСУ. Скорейшей. И я думаю, что это подпадает под закон о дискредитации армии. И это вопрос времени, видимо, [был]. То есть у них [МВД] там тоже какая-то очередность, потому что людей таких с моей позицией тоже много, ну вот они как-то тоже периодически — [режиссера-документалиста Виталия] Манского объявили в розыск, теперь меня объявили в розыск. Это неприятно, но, с другой стороны, я понимал, что этим все кончится», — отметил Гельман*.

Он также заявил, что считает российские власти проигравшими в «пропагандистской войне», а посылаемые ими сигналы о «предательстве» таких, как Гельман*, — неработающими в нынешней ситуации. «То есть люди сейчас реально боятся, это правда. Но людей, которые поддерживают эту ***** [военную операцию], кроме вот этого примерно того же кружка газеты «Завтра», что и раньше — вокруг [Александра] Проханова, вокруг [Захара] Прилепина, — в общем никого больше нет», — убежден галерист.

Он предположил, что нынешнее уголовное преследование говорит о занятой им активной позиции, которая, по его словам, «каким-то образом отмаливает» его предыдущие «грехи».

«Быть преследуемым этой властью — это радость. У меня сложная большая жизнь, в этой жизни было много всякого разного, в том числе работал в 1996 году в [предвыборном] штабе [Бориса] Ельцина, в 1999 году вместе с [Борисом] Немцовым СПС поддержала кандидатуру [Владимира] Путина… То есть у меня есть много грехов. И поэтому, видимо, вот это преследование — оно все ж таки говорит о том, что я сейчас занял настолько активную позицию, что она эти грехи каким-то образом отмаливает мои», — пояснил Марат Гельман*.

Он рассказал, что получил израильское гражданство, а адвокат посоветовал ему не летать куда-либо через Молдову, Грузию и другие страны, которые «теоретически» могут выдать его России. Сам адвокат Гельмана* сейчас попытается получить на руки его дело, чтобы разобраться, возможно ли в данном случае провести суд «в отсутствие подсудимого» — или сначала его необходимо «найти, словить, а потом уже объявить суд».

В карточке базы розыска, заведенной на Марата Гельмана*, не указано, по какой именно статье его преследуют. С декабря 2021 года галерист значится в реестре иностранных агентов, который ведет министерство юстиции России. Комментируя решение о внесении в этот список, Гельман* назвал его печальным, но лично для него в имиджевом плане ничего не значащим.

В январе 2022 года на двери московской квартиры галериста появилась сделанная краской надпись «Иноагент». Комментируя это событие RTVI, Гельман* предположил, что к нему причастны «маргинальные организации», которые ранее занимались преследованием оппозиции и свободных медиа, а после победы над ними вынуждены «искать новых врагов каких-то, чтобы доказать свою необходимость, нужность».

* признан в России иностранным агентом.