Журнал Time 26 сентября вышел с обложкой, на которой изображен главнокомандующий Вооруженными силами Украины (ВСУ) Валерий Залужный. В своем первом интервью украинский главком рассказал изданию о подготовке к конфликту, контрнаступлении на харьковском направлении и оценил перспективы боевых действий.
На Украине Залужный занимает вторую по значимости роль после президента Владимира Зеленского. В западных СМИ ходили слухи о конфликте между главой государства и главнокомандующим ВСУ, однако Залужный опроверг информацию о противоречиях с украинским лидером. Он также рассказал, что в детстве хотел стать комиком, как Зеленский, но в итоге пошел по стопам отца и поступил в военную академию в Одессе.
«Залужный поднимался по служебной лестнице вместе с новым поколением офицеров, которые объединили в себе очень разные эпохи: все они выросли в советской Украине, но стремились избавиться от военных догм СССР. В магистерской диссертации Залужный проанализировал военную структуру США. Видя, как украинские силы все еще были отягощены советской моделью, которая опиралась на принятие строгих решений на высшем уровне, он начал вносить изменения и брал пример с США и НАТО», — отмечается в статье.
Залужный уважительно относится к российским военным институтам, а в его кабинете хранятся сочинения главнокомандующего Вооруженными силами России генерала Валерия Герасимова, который на 17 лет старше главкома ВСУ.
«Я вырос на русской военной доктрине и до сих пор считаю, что вся военная наука находится в России <…> Я учился у Герасимова. Я читал все, что он писал <…> Он очень умен, и мои ожидания [от его способностей] были огромны».
В отличие от Зеленского, который со скепсисом относился к сообщениям разведки о скором начале боевых действий, Залужный был среди тех, кто в феврале всерьез воспринимал надвигающуюся угрозу. В частности, он настоял на проведении учений для подготовки к конфликту.
Как пишет Time, масштабные учения, имитирующие российскую атаку для обнажения брешей в украинской обороне, в которых принимали участие тысячи военнослужащих, оказались разочарованием. По мнению Залужного, учения были центральным элементом оборонительной стратегии Украины, ее лучшим шансом на выживание, но командиры не относились к ним достаточно серьезно. «Я объяснил им, что, если они не смогут подготовиться, последствия будут стоить жизни не только нам, но и стране», — приводит его слова журнал. После этого генералы продолжили свои приготовления с большим усердием.
В США не ожидали оказанного Украиной сопротивления и обращались к Зеленскому с предложениями об эвакуации, пишет Time. Президент обратился к Залужному, но тот отмел возможность отвода сил.
«Я сказал ему [Зеленскому]: «Я тебя не понимаю. Для меня конфликт начался в 2014 году <…> Я не бежал тогда и не собираюсь бежать сейчас»», — цитирует издание главкома ВСУ.
По словам Залужного, проблема российских войск состояла в том, что они, с одной стороны, не смогли взять под контроль аэропорты вокруг Киева и получили жесткий отпор, а с другой, — продвинулись достаточно глубоко, чтобы вызвать проблемы со снабжением. Командование ВСУ и Минобороны также были удивлены скоростью продвижения украинского контрнаступления в августе-сентябре.
В публикации также приводятся слова министра обороны Украины Алексея Резникова. Говоря о помощи Запада, он признал, что такая поддержка внесла вклад в продвижение украинской армии. «Они [Запад] сообщали нам местонахождение противника, численность [военных] в этом месте, что там хранится, и тогда мы наносили удар», — говорит глава ведомства.
Высокомобильная артиллерийская ракетная система (HIMARS), предоставленная Пентагоном, позволила Украине уничтожить склады с боеприпасами, горючим и командные пункты, рассказал министр журналу Time.
Украинское командование не считает, что контрнаступление ВСУ нанесло России сокрушительный удар, который приведет к скорому завершению боевых действий. Специальный советник главкома ВСУ Дэн Райс считает, что конфликт будет продолжаться еще несколько лет.
Сам Залужный утверждает, что тактические победы Украины — лишь «передышка» перед новыми сражениями.
«Украинская операция на юге продвигается медленно. С приближением зимы Киев должен позаботиться о том, чтобы не перенапрячь свои силы. На ситуацию также влияют силы, неподконтрольные Украине», — пишет Time.
Надвигающийся энергетический кризис может подорвать военную поддержку Запада, поскольку Россия уже сократила поставки газа в Европу с 40% до 9%, резюмирует издание.