Мир Эдельштейна
ФОТОПРОЕКТ
ДЕНИС КАМИНЕВ
Церковь Воскресения Христова в селе Карабаново Костромской области существует с 1833 года. Она успела пережить как духовное и физическое разрушение, когда во времена советской власти была превращена в МТС (машинно-тракторную станцию), так и восстановление — под руководством священника Георгия Эдельштейна.

Георгий — отец спикера израильского Кнессета Йоэля Эдельштейна, достаточно известный диссидент, кандидат филологических наук. Он окружен атмосферой своего рода магического реализма: чем больше ты всматриваешься в происходящее, тем более интересные и необычные события разворачиваются перед тобой.

Удивляет и то, в какой гармонии сосуществует «мир Эдельштейна» с миром внешним: мне довелось пообщаться с политологом, реставратором, фотографом, литовским политиком — и все это у отца Георгия на кухне. Сам Георгий ежегодно ездит в Израиль, чтобы там воспользоваться медицинскими услугами, активно интересуется последними европейскими выставками искусства. Это настолько естественная и органичная смесь, что лишь уезжая, ты понимаешь незаурядность произошедшего.
ФОТОПРОЕКТ
ДЕНИС КАМИНЕВ
Церковь Воскресения Христова в селе Карабаново Костромской области существует с 1833 года. Она успела пережить как духовное и физическое разрушение, когда во времена советской власти была превращена в МТС (машинно-тракторную станцию), так и восстановление — под руководством священника Георгия Эдельштейна.

Георгий — отец спикера израильского Кнессета Йоэля Эдельштейна, достаточно известный диссидент, кандидат филологических наук. Он окружен атмосферой своего рода магического реализма: чем больше ты всматриваешься в происходящее, тем более интересные и необычные события разворачиваются перед тобой.

Удивляет и то, в какой гармонии сосуществует «мир Эдельштейна» с миром внешним: мне довелось пообщаться с политологом, реставратором, фотографом, литовским политиком — и все это у отца Георгия на кухне. Сам Георгий ежегодно ездит в Израиль, чтобы там воспользоваться медицинскими услугами, активно интересуется последними европейскими выставками искусства. Это настолько естественная и органичная смесь, что лишь уезжая, ты понимаешь незаурядность произошедшего.
Эдельштейн фактически с момента рукоположения в 1979 году занимается восстановлением храмов и служит на селе. Его давние друзья говорят, что с каждым человеком он находит свои точки соприкосновения, очень разные, и люди «приходят к Богу, а остаются с Эдельштейном».

Еще до нашего знакомства мне рассказывали, как отец Георгий на просьбу встретиться обычно отвечает, что православному священнику такие вопросы задавать не пристало — его двери всегда открыты для всех.
Эдельштейн фактически с момента рукоположения в 1979 году занимается восстановлением храмов и служит на селе. Его давние друзья говорят, что с каждым человеком он находит свои точки соприкосновения, очень разные, и люди «приходят к Богу, а остаются с Эдельштейном».

Еще до нашего знакомства мне рассказывали, как отец Георгий на просьбу встретиться обычно отвечает, что православному священнику такие вопросы задавать не пристало — его двери всегда открыты для всех.
Люди «приходят к Богу, а остаются с Эдельштейном»
«Люди приходят к Богу,
а остаются с Эдельштейном»
Он открыт для обсуждения любых тем, будь то религия или его собственная жизнь. «Для меня все — христиане: католики, протестанты, православные», — говорит он. И в то же время: «Я, наверное, плохой христианин… В Евангелии сказано: „Любите врагов ваших“, а я своих вовсе не люблю. Мне не хочется, чтобы мои друзья, приятели этих врагов любили».
Он открыт для обсуждения любых тем, будь то религия или его собственная жизнь. «Для меня все — христиане: католики, протестанты, православные», — говорит он. И в то же время: «Я, наверное, плохой христианин… В Евангелии сказано: „Любите врагов ваших“, а я своих вовсе не люблю. Мне не хочется, чтобы мои друзья, приятели этих врагов любили».
Сергей — прихожанин, который из-за врачебной ошибки давно потерял возможность ходить. Он больше 15 лет приезжает к отцу Георгию за благословением. «Ты из машины не выходи», — шутит священник
Сергей — прихожанин, который из-за врачебной ошибки давно потерял возможность ходить. Он больше 15 лет приезжает к отцу Георгию за благословением. «Ты из машины не выходи», — шутит священник
Один из подрясников отца Георгия; темно-зеленый в церковной символике — цвет поста и покаяния. В повседневной жизни Георгий всегда в подряснике, хоть Церковь и не требует этого от священнослужителей.
Один из подрясников отца Георгия; темно-зеленый в церковной символике — цвет поста и покаяния. В повседневной жизни Георгий всегда в подряснике, хоть Церковь и не требует этого от священнослужителей.
Дом на окраине деревни
Дом на окраине деревни
Главным ориентиром в деревне Карабаново является Воскресенская церковь — контрастно-белая на фоне деревьев, увенчанная позолоченными куполами и шпилем, она сразу привлекает к себе внимание.

Пихты возле дорожки ко входу в храм растут слабыми и хилыми. В советское время он успел послужить тракторным цехом и хранилищем для удобрений. Из-за этого в первые несколько лет после возобновления работы храма побелка постоянно осыпалась от паров аммиака, а внутри находиться было невозможно — приходилось все время держать окна распахнутыми. Сейчас химикаты ушли в землю, и деревья слева от тропинки не приживаются, сохнут.
Главным ориентиром в деревне Карабаново является Воскресенская церковь — контрастно-белая на фоне деревьев, увенчанная позолоченными куполами и шпилем, она сразу привлекает к себе внимание.

Пихты возле дорожки ко входу в храм растут слабыми и хилыми. В советское время он успел послужить тракторным цехом и хранилищем для удобрений. Из-за этого в первые несколько лет после возобновления работы храма побелка постоянно осыпалась от паров аммиака, а внутри находиться было невозможно — приходилось все время держать окна распахнутыми. Сейчас химикаты ушли в землю, и деревья слева от тропинки не приживаются, сохнут.
Пихты у входа хилые — почва
пропитана химикатами.

Пихты у входа хилые —
почва пропитана химикатами.

По словам отца Георгия, автором идеи приспособить церковь под нужды коммунального хозяйства в советское время был местный житель Павел Федорович Федоров. Будучи председателем колхоза «Красная Армия», он обратился в райисполком, который дал устное разрешение на использование церкви в качестве машинно-тракторной станции.

Его сын Борис, «драчун и пьяница», как рассказывает Георгий, взял себе революционную фамилию Волин и стал инициатором восстановления храма в прежней ипостаси, «исправлял за отцом». Борис Волин несколько раз ездил в Москву, чтобы уладить все детали, затем собрал необходимые для «учреждения религиозного общества» двадцать подписей местных крестьян и в 1990 году получил разрешение.

Борис не хотел, чтобы отец Георгий служил по нему заупокойную трезвым. «„С вином мы родились, с вином и умрем, с вином похоронят и с пьяным попом“, вот и ты меня трезвым не хорони, а обязательно выпей стакан». Теперь Борис Павлович Волин лежит на погосте у Воскресенской церкви возле своего отца, отгороженный металлической решеткой.
По словам отца Георгия, автором идеи приспособить церковь под нужды коммунального хозяйства в советское время был местный житель Павел Федорович Федоров. Будучи председателем колхоза «Красная Армия», он обратился в райисполком, который дал устное разрешение на использование церкви в качестве машинно-тракторной станции.

Его сын Борис, «драчун и пьяница», как рассказывает Георгий, взял себе революционную фамилию Волин и стал инициатором восстановления храма в прежней ипостаси, «исправлял за отцом». Борис Волин несколько раз ездил в Москву, чтобы уладить все детали, затем собрал необходимые для «учреждения религиозного общества» двадцать подписей местных крестьян и в 1990 году получил разрешение.

Борис не хотел, чтобы отец Георгий служил по нему заупокойную трезвым. «„С вином мы родились, с вином и умрем, с вином похоронят и с пьяным попом, вот и ты меня трезвым не хорони, а обязательно выпей стакан“». Теперь Борис Павлович Волин лежит на погосте у Воскресенской церкви возле своего отца, отгороженный металлической решеткой.
Отец Георгий крестит Еву, дочку прихожан из Костромы. В церковь Воскресения приезжают люди не только из близлежащих городов, например, Ярославля, но и из Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в год бывает 100−150 обрядов, то есть в 10−15 раз больше, чем в других областных церквях.
Отец Георгий крестит Еву, дочку прихожан из Костромы. В церковь Воскресения приезжают люди не только из близлежащих городов, например, Ярославля, но и из Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в год бывает 100−150 обрядов, то есть в 10−15 раз больше, чем в других областных церквях.
Отца Георгия любят и уважают не только за отношение к прихожанам, но и за вклад в местную общину. Помимо восстановления Карабановской церкви, он много сделал для Ивановского дома милосердия, который находится в соседней деревне.

Раньше это был дом временного содержания, но с июля 2018 года принимает людей на постоянное проживание — и во многом это заслуга священника.

Еще Георгий помог сделать крышу на местной школе и построить часовенку рядом со старым ДК, на котором еще сохранились куски мозаики «Власть советам, земля крестьянам, заводы рабочим».
Отца Георгия любят и уважают не только за отношение к прихожанам, но и за вклад в местную общину. Помимо восстановления Карабановской церкви, он много сделал для Ивановского дома милосердия, который находится в соседней деревне.

Раньше это был дом временного содержания, но с июля 2018 года принимает людей на постоянное проживание — и во многом это заслуга священника.

Еще Георгий помог сделать крышу на местной школе и построить часовенку рядом со старым ДК, на котором еще сохранились куски мозаики «Власть советам, земля крестьянам, заводы рабочим».
Дорога, ведущая из Костромы в Гущино — на пути лежат деревни Карабаново и Ивановское
Дорога, ведущая из Костромы в Гущино — на пути лежат деревни Карабаново и Ивановское
Одна из жилых комнат. По словам работников, благодаря священнику в доме милосердия появилось множество икон.
Одна из жилых комнат. По словам работников, благодаря священнику в доме милосердия появилось множество икон.
Часовня и дом культуры в Ивановском
Часовня и дом культуры в Ивановском