Во всех странах по-разному подходят к вопросу лечения коронавирусной инфекции COVID-19, поскольку специфического препарата, как и вакцины против нее, по-прежнему нет. На этом фоне вспомнили и о противомалярийных препаратах, которые показали относительную эффективность. О том, как пытаются сейчас побороть COVID-19 и почему не стоит прибегать к самолечению, — в материале RTVI.
UPD 2. В Бразилии исследователи выяснили, что противомалярийные препараты с хлорохином не подходят для лечения коронавируса. В ходе эксперимента у 13 из 81 пациентов началось нарушение сердечного ритма, около 20 человек умерли. Исследование проходило с 23 марта по 5 апреля, пациенты ежедневно принимали хлорохин.
UPD. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Национальному медицинскому исследовательскому центру кардиологии бесплатно передать организациям, которые лечат больных COVID-19, незарегистрированный препарат «Гидроксихлорин». Китайская компания «Шанхай Фармасьютикалс Холдинг Ко» безвозмездно предоставила России 68 тысяч упаковок гидроксихлорохина.
В последнее время президент США Дональд Трамп активно продвигает противомалярийный препарат гидроксихлорохин (продается под товарной маркой «Плаквенил») в комбинации с антибиотиком азитромицином как средство для лечения COVID-19. Вещество действительно показало некоторую эффективность в борьбе с коронавирусом, но пока это касается только лабораторных тестов, полноценные испытания не проводились.
Тем не менее многие ринулись в аптеки покупать «Плаквенил» в надежде защитить себя от инфекции. В результате Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) заявило, что в США наблюдается нехватка противомалярийного лекарства. Скупать гидроксихлорохин и хлорохин начали и в других странах — например, в Африке и южной Азии.
Вскоре после того, как Трамп начал продвигать гидроксихлорохин, губернатор Невады Стив Сайсолак ограничил продажу препарата в штате. В его администрации пояснили, что это нужно для того, чтобы не позволить жителям скупить все запасы в аптеках. Это, правда, не помешало республиканцам (в частности, сенатору Теду Крузу) раскритиковать решение Сайсолака, назвав его политизированным. Хотя сам губернатор Невады уточнил, что ограничения не касаются лечения пациентов с подтвержденным COVID-19.
Похожий запрет ввел и губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо. Сейчас в штате можно купить препарат только для применения согласно рекомендациям FDA — то есть для лечения малярии, волчанки или артрита. Действия Куомо раскритиковал, в частности, советник Трампа и бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. В то же время в штате начали клинические испытания эффективности хлорохина, гидроксихлорохина и азитромицина, для этого губернатор закупил десятки и сотни тысяч доз.
В России также обратились к противомалярийным препаратам. Например, в конце марта Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) объявило, что разработало методику лечения COVID-19 с использованием мефлохина. Кроме этого вещества специалисты также рекомендуют прием антибиотиков, а на создание системы их вдохновили французский и китайский опыты.
Мефлохин (продается под названием «Лариам») используют против малярии в том случае, если она не поддается лечению с помощью хлорохина. Сам препарат тоже родом из XX века — его разработали в 1970-х годах, а FDA одобрила его использование в 1989 году. Кроме противомалярийных свойств, мефлохин также продемонстрировал эффективность в лечении прогрессивной мультифокальной лейкоэнцефалопатии, которую вызывает полиомавирус. Достаточных исследований о его эффективности при борьбе с коронавирусом пока нет.
Также Российская академия наук заявляла, что в стране производят еще три препарата, которые в перспективе можно использовать для борьбы с коронавирусом. В частности, речь идет об ингаляционной форме триазавирина, который разработали в 2014 году и чья эффективность пока не доказана международными исследованиями. Кроме того, специалисты упомянули, что в России стали производить японский фавипиравир (известный под названием «Авиган») и российский фортепрен, который применяют против коронавирусных инфекций у животных.
В ФМБА заявили, что провели доклинические исследования лечения тяжелой коронавирусной пневмонии с помощью препарата на основе «Даларгина». Последний используют для подавления гидролиза белков (протеолиза) для заживления трофических язв, например, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, а также против острого панкреатита. Кроме того, благодаря свойствам защиты органов и тканей препарат применяют и при отеке легких. Доклинические испытания на животных позволили снизить смертность от респираторного дистресс-синдрома (одного из следствий тяжелой коронавирусной инфекции) до как минимум 30%.
После этих испытаний в ФМБА приступили к клиническим испытаниям гидроксихлорохина, мефлохина и российского антиретровирусного средства «Калидавир». Его используют в терапии ВИЧ, он состоит из лопинавира и ритонавира, которые также показывали эффективность против других вирусных инфекций: например, лопинавир может использоваться в терапии против ВПЧ, а ритонавир — против вирусного гепатита C.
В Китае же, где и появился новый коронавирус, наряду с противовирусными препаратами, чья эффективность пока не подтверждена, COVID-19 также пытаются лечить с помощью традиционных средств. Одно из таких — особый отвар из разных трав для «очистки легких и детоксикации».
По утверждению заместителя главы Национальной администрации традиционной китайской медицины Ю Янхонь, традиционные средства помогают повысить иммунитет в целом. Сторонники такого подхода настаивают, что их методы якобы уже помогли бороться с коронавирусной инфекцией в прошлом — в начале 2000-х, когда в Китае произошла вспышка «атипичной пневмонии».
В то же время китайские ученые проводят исследования и по эффективности противовирусных препаратов. Например, сейчас проходят два испытания, в которых применяется ремдесивир — препарат, который разработали специально для борьбы с РНК-вирусами, к которым относится и новый коронавирус. В частности, вещество показало себя эффективным при борьбе с вирусом Эбола и коронавирусами SARS-CoV (возбудитель «атипичной пневмонии») и MERS-CoV (возбудитель ближневосточного респираторного синдрома).
Также эффективность ремдесивира против COVID-19 проверяют и в европейских странах. В начале апреля Европейское агентство лекарственных средств опубликовало рекомендации по таким исследованиям.
В конце марта ученые опубликовали исследование о том, что в странах с обязательной прививкой против туберкулеза сейчас меньше зараженных коронавирусом. В пример исследователи привели Италию, где нет обязательной прививки против заболевания, и которая стала очагом эпидемии в Европе.
А немецкий микробиолог Штефан Кауфман и его команда из Общества Макса Планка разработали новую вакцину против туберкулеза. Их исследование показало, что улучшенная версия прививки от заболевания также сокращает риск респираторных вирусных инфекций. Ученые провели испытания на мышах: у вакцинированных особей было меньше повреждений легких, а в их крови было меньше вируса гриппа А. Впрочем, пока говорить об однозначной эффективности такого метода тоже еще рано.
Не обошлось и без трагедий, связанных с попытками самолечения — житель Аризоны умер после того, как принял фосфат хлорохина. Как уточнили в местной больнице, судя по всему, он и его жена выпили добавку для очистки аквариума с ним в составе. Супруга погибшего сейчас в тяжелом состоянии. По ее словам, они приняли вещество из-за страха заболеть после заявления Трампа.
Также известно о трех пострадавших от передозировки хлорохином в Нигерии — жители страны также посмотрели пресс-конференцию американского президента и решили защитить себя от вируса. Власти Нигерии предостерегли граждан от употребления лекарства в качестве самолечения.