Франция обратилась к Евросоюзу с просьбой отложить торговые переговоры с США после скандала вокруг контракта на подводные лодки для Австралии. Саммит должен был стать символом перезагрузки отношений испорченных политикой Дональда Трампа. Но разразившийся на прошлой неделе дипломатический кризис между Парижем и Вашингтоном угрожает новой напряженностью в торговой дипломатии. RTVI рассказывает самое важное, что нужно знать об этом конфликте.

Франция попросила Европейскую комиссию отложить первое заседание европейско-американского Совета по торговле и технологиям, которое должно было собраться в Питтсбурге 29 сентября. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на источники среди европейских дипломатов.

Среди прочего ЕС планировал использовать встречу для обсуждения потенциально опасных иностранных инвестиций, экспортного контроля, технологий искусственного интеллекта и трудностей в цепочке поставок полупроводников. Саммит также символизировал примирение после четырех лет трансатлантического торгового конфликта с бывшим президентом США Дональдом Трампом, пишет Bloomberg.

На прошлой неделе Австралия отказалась от контракта с Францией на строительство дизель-электрических подлодок. Вместо этого Канберра договорилась об импорте технологии по созданию атомных субмарин из США и Великобритании. Решение Австралии вызвало негодование в Париже, и власти республики впервые в истории отозвали послов из Вашингтона и Канберры. Во Франции также выступили против продолжения переговоров между ЕС и Австралией о заключении соглашения о свободной торговле.

Что произошло

  • 17 сентября по указанию французского президента Эмануэля Макрона послы Франции в США и Австралии были отозваны для консультаций. Такое решение в отношении французских послов в Вашингтоне и Камберре было принято впервые в истории.

  • Поводом для дипломатического демарша стал отказ Австралии от закупки французских субмарин в пользу атомных подлодок из США. Во Франции сделку называли «контрактом века». Его стоимость при подписании составила $35 млрд. Позже СМИ оценивали стоимость реализации сделки в сумму свыше $50 млрд. Головным исполнителем для поставки двенадцати подводных лодок с обычной (неядерной) силовой установкой в 2016 году был выбран французский производитель Naval Group. Его крупнейшие акционеры — французское правительство (ему принадлежит более 60% акций) и промышленная группа Thales (35%).

  • О пересмотре достигнутых ранее договоренностей стало известно 15 сентября — накануне заявления о создании нового оборонного альянса США, Великобритании и Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, получившего названия AUKUS.

  • В Париже заявили, что не были осведомлены о переговорах Австралии и США и назвали решение Австралии “ударом в спину”. Как пишут французские СМИ, в Naval Group и французском МИД узнали об отмене контракта за несколько часов до официального сообщения.

  • Министр иностранных дел Франции Жак-Ив Ле Дриан заявил, что в отношениях Парижа и Вашингтона наступил кризис, а сложившаяся ситуация может отразиться на партнерстве внутри НАТО.

    Жак-Ив Ле Дриан

    Фотография: Lajos Soos / EPA / TASS

  • Источники газеты The Wall Street Journal среди американских чиновников уверяют, что уведомляли Париж о переговорах с Канберрой. При этом на отзыв французского посла в Вашингтоне отреагировали сдержанно. Представитель американской дипломатии Нед Прайс сказал, что понимает позицию французов.

  • Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон рассказал, что информация о будущем партнерстве Австралии, США и Великобритании была «передана непосредственно президенту, министру иностранных дел и министру обороны». «Когда я встречался с президентом [Эммануэлем Макроном] в конце июня, я ясно дал ему понять… нашу озабоченность по поводу способности обычных подводных лодок справиться с новой стратегической обстановкой», — заявил премьер-министр в эфире радиостанции FIVEaa в Аделаиде.

Почему США и Австралия пошли на такой шаг

  • По сведениям The New York Times, Австралия обратилась к США с просьбой о предоставлении технологий для подводного флота еще в январе — после инаугурации Джо Байдена. Тогда австралийцы заявили, что строящиеся в партнерстве с Naval Group дизельно-электрические подводные лодки устареют к тому времени, когда будут произведены. Вместо этого Австралийцы предложили сотрудничество США. “Они сказали нам, что сами разрешат проблему с французами”, — рассказал газете американский чиновник.

  • Издание Politico назвало три причины сомнений Австралии по поводу проекта Naval Group: задержка с реализацией, которая могла поставить страну под удар со стороны Китая, рост стоимости работ (с $30 млрд до $56 млрд) и снижение количества рабочих мест, которое предполагалось создать в самой Австралии.

  • Вопрос о необходимости совершенствовать подводный флот Австралии встал еще в 2015 году. Тогда речь шла о поставках в страну подлодок, работающих на дизельно-электрических двигателях, а не на ядерных.

    Naval Group

    Фотография: Ludovic Marin / AP

  • В апреле 2016 года тогдашний премьер Малкольм Тернбулл объявил, что рассматривает Францию в качестве приоритетного партнера Канберры для контракта на строительство двенадцати подлодок нового поколения. По его словам, эта программа должна была стать ключевой составляющей обороноспособности страны “вплоть до середины этого века”.

  • Контракт с французской Naval Group был заключен только в феврале 2019 года, когда австралийское правительство возглавлял уже нынешний премьер из Либеральной партии Скотт Моррисон. Строительство подлодок должно было пройти на территории Австралии. Naval Group обязалась передать австралийцам свои стелс-технологии — впервые в истории французская компания согласилась на их трансфер за рубеж.

  • В феврале 2021 года министр обороны Австралии Линда Рейнольдс указала на медленную реализацию соглашения со стороны Naval Group и увеличение расходов. Министр также подчеркнула, что власти не принесут в жертву контракту с Францией австралийскую промышленность и рабочие места в стране.

  • В марте премьер Скотт Моррисон объявил о создании специальной правительственной комиссии, которая займется изучением судостроительных контрактов. По данным ABC, в прицел комиссии попала в том числе сделка с французами.

  • О том, что Австралия может изменить решение о контракте с Францией, говорилось еще в июне. Тогда глава минобороны Грег Мориарти сказал, что власти готовят запасной план на случай дальнейших затруднений с французским проектом.

  • На фоне неоднозначных заявлений австралийской стороны Naval Group наняла в Австралии PR-консультантов из компании DPG Advisory Solutions, чей директор был связан с премьером Австралии.

  • Несмотря на растущую неопределенность, вплоть до сентября правительство Австралии не заявляло публично о намерении разорвать контракт с Францией. В совместном коммюнике по итогам встречи в формате 2+2 (главы МИД и минобороны) Франции и Австралии в августе, министры подтвердили готовность укреплять сотрудничество в области военной промышленности.

Какие последствия будет иметь скандал

  • Если Канберра окончательно решится на разрыв контракта с Naval Group, то у сторон будет год на обсуждение возможных путей продолжения работы. Если консенсус не будет найдет, то контракт потеряет силу еще спустя год. В заявлении о создании AUKUS говорится, что детали о предоставлении Австралии военных технологий будут оговорены в течение 18 месяцев.

  • Австралия уже потратила в рамках проекта с французами более $2 млрд, а также должна будет выплатить неустойку в сумму несколько сотен миллионов долларов.

  • С политической точки зрения, ситуация вокруг военного контракта с Австралией рискует подорвать имидж администрации Байдена как главного союзника Европы. Свою первую речь о внешней политике на посту президента Байден посвятил именно отношениям с Евросоюзом, заверив, что США привержены трансатлантическому партнерству. Таким образом в Вашингтоне пытались улучшить диалог с Евросоюзом после трудностей, возникших за период президентство Дональда Трампа. Во многом стремлением улучшить отношения с Европой объяснялось и назначение на пост госсекретаря Блинкена, который провел детство в Париже и хорошо говорит по-французски.

  • Отзыв посла — не самая редкая практика в дипломатических отношениях. За два года Франция прибегала к такому шагу несколько раз. В феврале 2019 года Париж отозвал посла из Рима после критики президента Эмманюэля Макрона со стороны итальянских властей. Французский посол вернулся в Рим спустя неделю. В 2020 году Париж также на неделю отозвал посла из Турции. На этот раз Макрона оскорбил Реджеп Тайип Эрдоган, усомнившийся в умственных способностях французского коллеги.

  • Срывы масштабных военных контрактов — тоже не уникальное явление. В 1962 году США отменили контракт на программу по снабжению Великобритании баллистическими ракетами «воздух-земля» Skybolt. Планировалось, что они станут главным средством ядерного сдерживания СССР. Лондону и Вашингтону удалось преодолеть кризис и впоследствии США снабдили Британию ракетами Polaris, предназначенные для размещения на атомных подводных лодках.

  • В экспертной среде нет единого мнения, как ситуация будет развиваться дальше. “Я счиаю, что это [сделка США и Австралии и создание альянса AUKUS без Франции] будет иметь долгосрочные последствия. Это касается закупок Францией вооружений, ее отношений с союзниками и НАТО”, — написал в Twitter научный сотрудник Джорджтаунского университета Бенджамин Хаддад, напомнив, что Париж в течение последних лет оставался важным партнером США в борьбе против террористов на Ближнем Востоке и Африке, а французский флот участвовал в учениях на Южно Китайском море вместе с американским флотом.

    AUKUS

    Фотография: Oliver Contreras / EPA / TASS

  • На практике Франция довольно ограничена в вопросе пересмотра внешней политике в Азиатско-тихоокеанском регионе, считает бывший научный сотрудник Королевского института оборонных исследований в Лондоне и Шашанк Джоши. “До тех пор, пока Франция ценит отношения с Индией и Японией, она ограничена в том, в какой степени она может изменить свою стратегическую ориентацию во внешней политике”, — отметил он. Джоши также напомнил, что не все страны ЕС готовы отказываться от тесного сотрудничества с США.

  • Главный виновник скандала — не США, а Австралия, считает директор исследований базирующегося в Австралии аналитического центра Lowy Institute Эрве Лемае. “Учитывая как много энергии было потрачено несколькими президентами, главным образом Макроном [на согласование сделки по подлодкам с Астравлией], самое острое чувство обиды [французы] затаили именно на Австралию”, — отметил эксперт, добавив, что на восстановление двусторонних отношений может уйти несколько лет.

Что получит Австралия
  • Пока не известно, какие именно британские и американские компании получат от Австралии контракты на помощь в создании атомных подлодок. Стоимость проекта также не сообщается, хотя аналитики отрасли считают, что его сумма превысит $50 млрд. Среди британских компаний, способных взяться за проект, называют судостроительную компанию BAE Systems и Rolls-Royce, которая строила реакторы для британских подлодок. Среди американских фирм, контракт может взять на себя оборонный концерн General Dynamics.

  • В настоящий момент только шесть стран имеют на вооружении атомные подлодки – Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Индия. Причем на США приходится больше атомных субмарин (68), чем на все остальные страны (61).

  • У решения Австралии отказаться от дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) в пользу ядерных есть своя логика, сказал RTVI собеседник, близкий к российскому ВПК. Во-первых, ядерные подлодки могут быть оснащены баллистическими ракетами с более высокой дальностью. Это важно, учитывая, что Австралию от Китая отделяют более пяти тысяч километров. Во-вторых, хотя дизельные подлодки более маневренные, ядерные подлодки развивают большую скорость, причем сейчас ведутся разработки бесшумных, более скрытных ядерных субмарин. В-третьих, ДЭПЛам требуется всплывать для перезарядки аккумуляторов, тогда как атомные подлодки могут находиться под водой без всплытия гораздо дольше. Помимо импорта технологий по производству атомных подлодок, Австралия также закупит у Америки крылатые ракеты большой дальности Tomahawk, которые можно запускать с субмарин.

    Tomahawk

    Фотография: Zuma / TASS

    Среди недостатков ядерных подлодок – высокая стоимость их обслуживания. Это требует дополнительной инфраструктуры, включая дополнительный персонал и портовые сооружения. Когда Австралия изначально задумалась о модернизации подводного флота, от отказалась от идеи со строительством атомных подлодок как раз из-за отсутствия инфраструктуры для их обслуживания.

  • В случае успеха австралийского проекта, у Канберры появится очень мощный подводный флот, который «серьезным образом изменит баланс в Индо-Тихоокеанском регионе», считает аналитик Австралийского института политических исследований Майкл Шубридж. По мнению собеседника RTVI, близкого к российскому ВПК, появление у Австралии ядерных подлодок вряд ли можно считать геополитической революцией для региона. «Главные соперники Китая – это все-таки Индия и другие страны региона, решение Австралии обеспокоит Пекин, но не более того», — сказал он.

Что это значит для России

  • Скандал с подлодками не приведет к расколу Запада в одночасье — Франция по-прежнему остается членом НАТО и союзником США, сказал RTVI гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. “В то же время это [неуважительное отношение к интересам Парижа] стало очередным раздражителем, способным подстегнуть Францию и другие страны в Европе к выстраиванию более независимой от США политике”, — говорит эксперт. По мнению Кортунова, такая ситуация создает для России новые возможности “договариваться по каким-то вопросам напрямую с Европой”. “Например, сейчас Россия и ЕС имеют довольно схожи позиции по вопросу иранской ядерной программы или по ситуации с ближневосточным мирным процессом”, — сказал Кортунов. Он добавил, что Москве стоит серьезнее относится к вопросу выстраивания диалога с Европой. “До сих пор Россия воспринимала Евросоюз в качестве геополитического гнома, который не способен действовать в самостоятельном ключе. Вероятно, эту позицию стоит пересмотреть”, — отметил эксперт.

  • Пока официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя скандал Франции и США, лишь припомила Парижу срыв сделки с Россией по вертолетоносцам “Мистраль”. «Откуда гнев и горечь? Разрыв контрактов для Франции вроде бы дело привычное. В 2015 году Париж отменил сделку с Россией по двум авианосцам «Мистраль». Или плохи только те ножи, которые ты чувствуешь в своей спине?», — заявила она.

Евгений Пудовкин