Падение спроса на природный газ в ЕС в 2022 году стало самым резким в истории — минус 13% или 55 млрд кубометров. Этого хватило бы для снабжения 40 млн домов. Сильнее всех уменьшился спрос в странах Северной и Северо-Западной Европы. Аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) подвели итоги зимы для ЕС. Главное из доклада — в материале RTVI.

Несмотря на историческое падение спроса, траты ЕС на импорт газа приблизились к рекордным $400 млрд , 24% которых получила Россия. Вдвое больше — 792 млрд ЕС и Великобритания потратили на защиту граждан и предприятий от резкого роста цен, писал аналитический центр Bruegel. Ускорение энергоперехода требует «что-то вроде мобилизации военного времени». «Возможно, именно это мы и начинаем наблюдать», — отмечает Bloomberg. Ранее RTVI посчитал траты стран ЕС на перестройку энергосистемы.

Насколько подорожала жизнь в разных странах ЕС и благодаря чему они избежали масштабной остановки производств и массовых митингов — в спецпроекте RTVI с репортажами из Германии, Франции, Польши, Сербии и Черногории.

Сильнее всех спрос на природный газ сократила Финляндия (-47%). Она меньше зависит от энергоносителей из России, чем многие другие в ЕС, поскольку развивала ядерную энергетику. Нидерланды уменьшили спрос на 22%, Германия — на 15%, Италия и Франция — по 10%, Испания — на 4%.

!function(e,i,n,s){var t=»InfogramEmbeds»,d=e.getElementsByTagName(«script»)[0];if(window[t]&&window[t].initialized)window[t].process&&window[t].process();else if(!e.getElementById(n)){var o=e.createElement(«script»);o.async=1,o.id=n,o.src=»https://e.infogram.com/js/dist/embed-loader-min.js»,d.parentNode.insertBefore(o,d)}}(document,0,»infogram-async»);


Власти вливали деньги в возобновляемые источники энергии, раздавали гранты и льготные кредиты на повышение энергоэффективности жилья и установку тепловых насосов, отдал должное правительствам стран ЕС исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

Надежная основа снижения спроса на газ — рост мощностей возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности зданий и установка тепловых насосов. В будущем на теплую погоду уповать не стоит, подчеркивает МЭА.

  • Предприятия ЕС на 25% снизили потребление газа;

Промышленность ЕС сэкономила 25 млрд кубометров. Болезненнее всех год стал для отраслей с традиционно высокой потребностью в газе — производства удобрений, стали и алюминия. Их выпуск упал в среднем на 8%

«Несколько заводов импортировали готовую продукцию из-за пределов ЕС вместо того, чтобы производить ее внутри страны по более высокой цене», — отмечает МЭА.

  • Семьи, бизнес и чиновники потратили на 20% меньше газа;

Домашние хозяйства, общественные и коммерческие помещения использовали на 28 млрд кубометров меньше газа, чем в 2021 году. Причем, вклад повышения энергоэффективности зданий — всего 12,5% (3,5 млрд кубометров); 64% экономии (18 млрд кубометров) обеспечила теплая погода. Потребители устанавливали свои термостаты ниже обычного уровня в среднем примерно на 0,6 °C.

  • ЕС ввел рекордный объем ветровой и солнечной генерации

Общая мощность новых ветровых и солнечных электростанций достигла 50 ГВт, что позволило сэкономить 11 млрд кубометров газа. Установка 2,8 млн тепловых насосов внесла 2,5% в общее снижение спроса на газ (1,4 млрд кубометров). Ускорение перехода на чистую энергию позволило ЕС сократить выбросы углекислого газа на 100 млн тонн — 87% глобального снижения выбросов CO2 в 2022 году.

!function(e,i,n,s){var t=»InfogramEmbeds»,d=e.getElementsByTagName(«script»)[0];if(window[t]&&window[t].initialized)window[t].process&&window[t].process();else if(!e.getElementById(n)){var o=e.createElement(«script»);o.async=1,o.id=n,o.src=»https://e.infogram.com/js/dist/embed-loader-min.js»,d.parentNode.insertBefore(o,d)}}(document,0,»infogram-async»);

  • Выработка ядерной и гидроэлектроэнергии снизилась

Хотя теплая осень и ранняя весна помогли сэкономить газ, погода не во всем благоволила Европе. Засуха и скудные осадки на Юге сократили гидрогенерацию, что заставило некоторые страны, наоборот, увеличить производство электричества с помощью газа.

  • Обострилась проблема энергетической бедности

Этот термин означает положение людей, для которых стали неподъемны счета за отопление и свет и они вынуждены отказаться от комфортного использования энергии для обогрева жилья и приготовления еды или перейти на загрязняющие виды топлива: древесные гранулы, уголь, отходы, мазут.

Первая зима позади. Что будет дальше

Европа успешно продержалась первый год энергетической войны. Но подготовиться к следующему отопительному сезону будет труднее. Если в 2022 году заполнить газохранилища позволили поставки России, то теперь поток иссяк до минимума после диверсий на «Северных потоках» и остановки трубопровода «Ямал — Европа».


МЭА допускает полное прекращение поставок «Газпрома» в ЕС. «Тогда Москва потеряет своих последних оставшихся союзников, таких как Сербия и Венгрия, а также важный торговый канал через Турцию», — отмечает экс-руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко.

Еще одна угроза для ЕС — риск снижения поставок сжиженного природного газа (СПГ) по мере увеличения спроса со стороны Китая, восстанавливающегося после «нулевой толерантности» к COVID-19.

Россия является четвертым по величине экспортером СПГ с 8% мировых объемов. «Но большая часть СПГ-мощностей частично принадлежит компаниям из Китая и Японии, и использовать их для геополитических целей России будет сложно», — указывает Сергей Вакуленко.

Европа продолжит наращивать поставки из других стран. Но в мире не так-то много свободного СПГ. Новые объемы производства СПГ начнут запускаться в основном только в конце 2024 года.

«Это новый конфликт невиданных ранее масштабов, — указывает Сергей Вакуленко. — И так же, как Первая мировая война, он может означать новую эру — с новыми стратегиями, новыми разрушительными эффектами и, в конце концов, с новым мировым энергетическим порядком».