Десятки тысяч молодых демонстрантов вышли на улицы европейских городов с лозунгами «Спасти интернет». Митингующие выступают против реформы авторского права в сети, которую готовят в Европарламенте. Если закон примут, то за соблюдением правил будут следить сами интернет-порталы. А это не устраивает ни платформы, ни блогеров, зато правообладатели ликуют. Подробности — в материале шефа европейского бюро RTVI Константина Гольденцвайга.

UPD. 26 марта Европарламент проголосовал за реформу авторского права. Теперь документ должен одобрить каждый из 28 членов Евросоюза.

Протестующим в среднем от 15 до 30 лет. Поколение ютьюба вывели на улицы не война и не голод, а реформа директивы Европейского союза об авторском праве. Отстаивать свое право на свободу слова в виртуальном мире в реальном Берлине вышли 15 тысяч человек. На площади в соседнем Мюнхене и вовсе 40 тысяч митингующих. Протесты ради «спасения интернета» в преддверии голосования в Европарламенте охватили почти всю молодую Европу.

мюнхен.jpg

Протесты в Мюнхене Фотография:
Alexander Pohl / imago images / TASS

Особое недовольство в будущей директиве ЕС у митингующих вызывает ее 13 статья: она закрепляет ответственность за соблюдение в сети авторских прав за самими интернет-платформами вроде YouTube. Если до сих пор видеохостинг удалял видео только после жалобы от правообладателей, то теперь каждый ролик до размещения в сети придется проверять на соответствие авторскому праву через специальные фильтры загрузки.

Никлас, участник акции протеста: «Теперь, когда вы будете загружать что-то в сеть, это видео сначала будет проверяться специальной программой: нет ли там вещей, которые нельзя показывать? Новости, цитаты. Все это — удар по нашим свободам».

Для родителей 13-летнего Никласа это отвлеченные понятия. Но у него, как и многих в толпе протестующих, на ютьюбе есть свой канал, а значит блогерское будущее под угрозой.

Паула, участница акции протеста: «Многим важным явлениям, например, интернет-мемам, которые стали неотъемлемой частью сетевой культуры, теперь придется исчезнуть, ведь основаны они на материале, который охраняется авторским правом. Мы просто не сможем загружать их в интернет, все это не будет проходить через контрольные фильтры».

Против реформы вместе с юными пользователями протестуют сами интернет-концерны. Немецко-италоязычная Википедия, которая основана на безграничном использовании информации, бастовала целый день.

На тот же ютьюб ежеминутно выкладывают по четыреста часов видео. Противники реформы предупреждают, что в таком потоке даже самые «умные» фильтры для проверки авторских прав будут разорительными или неисправными.

берлин копирайт.jpg

Протесты в Берлине Фотография:
Christian Ditsch / imago images / eps / TASS

Но то, в чем ютьюберы и блогеры видят проклятье, европейские актеры, режиссеры и музыканты считают запоздалым подарком. Пока на улице митингуют, они в Берлинской академии искусств оставляют автографы под лозунгом: «Да — реформе интернета».

Маттиас Хорншу, композитор: «Две недели назад мне сказали: „Тебе ничего не понять, ты из поколения старых мужиков, для которых интернет — это лишь электронная почта и порно. Вот такие, как ты, и составляли этот закон‟. Меня раздосадовало, что о моих личных предпочтениях в сети рассказали так публично. Но если серьезно, то я не пойму, почему права и интересы тех самых, „отсталых‟ мужчин, тоже интернет-пользователей, предлагается не учитывать».

Микки Мойзер, композитор, музыкальный продюсер: «В 2017 году ведущие интернет-платформы только в Европе получили оборот в €25 млрд. Мне, например, в Германии повезло написать ряд музыкальных хитов. Мои поклонники загрузили на ютьюб около десяти тысяч видеороликов, на которые пришлись сотни тысяч кликов. Но почему за все это я не получил до сих пор почти ничего?»

Отныне интересы правообладателей в Европе, таких, как композитор Микки Мойзер, в сети будут защищать лицензионные агентства: не хочешь, чтобы твой видеоролик подпал под запрет, — приобретай права. Для небольших интернет-стартапов законом предусмотрены уступки и скидки, но и они в радикальной реформе все равно видят ограничение свобод.

Пауль Вольтер, Объединение немецких стартапов: «Это злоупотребление авторским правом ради интересов гигантских концернов: традиционных издательств, лейблов, которые боятся тысяч маленьких конкурентов и цифровой экономики. Вместо того, чтобы предложить инновационные продукты, они пытаются протащить в интернет бизнес-модели, применявшиеся полвека назад в аналоговом мире».

Артур Вандтке, профессор права, эксперт по авторскому права Университета им. Гумбольдта: «Мне непонятно, неужели кто-то хочет легализовать нарушение закона в сети? Ведь все, что мы хотим, — это законные рамки для пользования интернетом. Вопрос вознаграждения владельцев авторских прав вызывает такую бурю только потому, что раньше использовать там можно было бесплатно и все».

То, что «как раньше» больше не будет, уверяют все эксперты. После двух лет обсуждений Европарламент с высокой вероятностью проголосует за новую директиву 26 марта. Остается лишь подождать, станет ли Россия вновь перенимать на свой лад этот опыт ограничений в сети.