Десятки граждан Южной Кореи снова смогли встретиться с родственниками из КНДР. Их семьи разделились после войны в начале 50-х годов прошлого века. Спустя 30 лет на полуострове прошли их первые встречи, но затем такую практику прекратили. После саммита лидеров КНДР и Южной Кореи встречи решили возобновить. О том, как выбирали тех, кто впервые в жизни сможет увидеться с родственниками, — в материале Андрея Ежова.

Организованной колонной — на север: 93 жителя Южной Кореи вместе с тремя сотнями сопровождающих едут в КНДР. Разделенные семьи встретятся на приграничной территории, в одном из отелей курорта «Алмазные горы». Официальный Пхеньян участников воссоединения выбирал с позиций благонадежности: чтобы не сбежали. В Сеуле отбор проходил по принципу лотереи. Один из счастливчиков, 93-летний Ли Куан Джу, собрался увидеть своих родственников впервые.

Ли Куан Джу, участник встречи разделенных семей: «Я здесь, чтобы встретиться с племянниками, детьми моего старшего брата. Он уже умер, но я слышал, что мои племянники живы. Я никогда не видел их лиц. Мне нечего сказать кроме того, что я по-настоящему счастлив».

Организовать поездку и поддержать в основном пожилых людей в столь эмоциональный момент помогают сотрудники Красного Креста. Разделенные Корейской войной и государственной границей родственники общаются лишь по несколько часов — успевают совсем немного поговорить и обменяться фотографиями. Ли Су Нам, который сейчас живет в Южной Корее, своего брата в последний раз видел 68 лет назад. В качестве сувениров везет родственнику лекарства и сладости, которые на севере достать — большая проблема.

Ли Су Нам, участник встречи разделенных семей: «Я потерял брата, мои родители лишились сына, в то время как он потерял отца и мать, братьев и сестер, друзей и весь родной город. Наверняка он всю жизнь тоскует. Об этом даже больно думать».

TASS_28461066.jpg

Фотография:
O Jongchan / EPA / TASS

В Южной Корее почти 60 тысяч человек во время конфликта оказались разлучены с близкими. Сколько таких людей на севере, точно сказать никто не берется. Такие встречи Пхеньян и Сеул стараются проводить в среднем раз в год. Правда КНДР на несколько лет заморозила программу воссоединения. Возобновить ее удалось лишь благодаря договоренностям, достигнутым на недавнем саммите двух Корей. Первая и часто последняя встреча становится единственным контактом разделенных людей. Поддерживать связь они по-прежнему не могут.

Ким Кванг Хо, участник встречи разделенных семей: «Я реалист, и, вполне возможно, что это мое последнее воссоединение — я уже немолод. Я был бы очень рад, если бы нам разрешили отправлять письма или общаться по видеосвязи. Очень надеюсь, что такая возможность появится как можно скорее».

Дата следующей встречи разделенных войной родственников пока не определена даже примерно. Наблюдатели рассчитывают, что вероятная встреча лидеров КНДР и Южной Кореи осенью повлияет на дальнейшее сближение стран, а значит новый раунд воссоединения вполне может стать реальностью.

Георгий Толорая, дипломат, профессор МГИМО: «Такие встречи, они дают очень серьезный эмоциональный импульс развитию сотрудничества между севером и югом и встречают позитивный отклик. Но надо понимать, что не все зависит от двух Корей. Главная проблема существует между США и Северной Кореей. Если на этом треке начнется пробуксовка, то не исключено, что и на межкорейском треке тоже начнется похолодание».

После апрельского саммита и подписания документов о сотрудничестве государств заявления на воссоединение властям направили свыше 100 тысяч жителей Южной Кореи, аналогичных запросов со стороны граждан КНДР примерно в три раза меньше. Некоторые встреч с близкими, впрочем, так и не дожидаются, ведь представители разделенного поколения некогда единой страны уже давно в преклонном возрасте.