В США истекает срок подачи налоговых деклараций: информацией о своих доходах делятся все, кроме Дональда Трампа. По закону президент не обязан этого делать, хотя почти все его предшественники отчитывались добровольно. Оппоненты Трампа надеются, что именно в декларациях смогут отыскать доказательства его связей с Кремлем. Пока глава Белого дома молчит, простые американцы недоумевают, почему после реформы президента налоговые вычеты стали меньше. Подробности — в материале Гарри Княгницкого.

Налоги — слишком сложная материя, чтобы объяснять на пальцах. Владелец сети кофеен Кирилл Маркевич решил показать на тортах, как в США работает налоговая система. Как на протяжении двух лет он кормит не только своих клиентов в Нью-Йорке, но и государство, штат, город.

Кирилл Маркевич, предприниматель:«Налог делится на две части. В федеральной части налог с дохода, аналог российского подоходного. И треть этой части — это налог на социальное страхование и на MEDICARE. Дальше мы платим налог штата. Он составляет примерно 6,5%. Последний налог — это городской налог, который в Нью-Йорке составляет 3,88%. И у нас остается 67%».

Обычно Америка какие-то небольшие налоговые вычеты возвращает гражданам: тем, кто переплатил, кому полагается компенсация на детей и так далее. За много лет американцы привыкли к таким апрельским «плюшкам». Но после реформы Дональда Трампа все изменилось. Семье с двумя детьми вернули больше, бездетным — меньше, а владельцы недвижимости в штатах с высоким налогом на землю и вовсе ушли в огромный минус. Хотя на русскоязычном Брайтоне говорят, что особой разницы не почувствовали.

Кто и как платит налоги по ту сторону океана, старшему поколению иммигрантов неведомо: они уезжали из Советского Союза, а там ни о каких декларация и речи не было. Те, кто помоложе и у кого есть российский опыт налоговой отчетности, знают, что в США платить налоги намного сложнее. Иногда без специально обученного человека не разобраться. Не случайно, буквально в каждом втором квартале Брайтона есть офис налогового консультанта. Как правило, он может объяснить понятным русским языком, почему возвраты стали меньше.

Возьмем, например, семью из двух человек с общим доходом $150 тысяч. Раньше они могли списать 15 тысяч из налога на землю и 15 тысяч из налога штата.

Алла Попова, налоговый консультант:«В прошлом они могли списать на свои декларации 30 тысяч. Но теперь изменился закон и сумма, сколько можно списывать налогов. Сейчас он ограничен 10 тысячами долларов. Даже если у вас вышло 30 тысяч, вы можете списать только 10».

Получается, что теперь такая семья из двух человек платит государству больше. Этой весной американская пресса публикует бесконечные сводки с налоговых фронтов: люди не дождались своих возвратов. Но благодаря Дональду Трампу, снизилась и ставка федерального налога. Он обещал перед выборами налоговую реформу — он сделал. По большому счету люди стали платить меньше налогов, но и списывать стали меньше. Все вполне логично.

Но не логично то, что автор реформы так и не показал собственные декларации. По закону, президент и не обязан этого делать, но в США уже сложилась традиция, когда глава Белого дома раскрывает свои финансовые карты. Вот Конгресс и потребовал опубликовать декларации. Но в ответ от пресс-секретаря Трампа услышали не то, что хотели.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Журналисты New York Times полгода назад изучили другие страницы — некоторые документы финансовой империи Трампов, которые оказались в открытом доступе. Газета пришла к выводу, что нынешний президент получил от отца более $400 млн долларов, а семья платила налогов с этих денег сущие копейки. Адвокат Дональда Трампа назвал это расследование «в высшей мере неточным», но декларации-то никто и не увидел. Хотя фанаты Рашагейта утверждают, что именно в этих документах надо искать российский след, который за два года так и не нашел спецпрокурор Мюллер.

В России другие законы, и по ним президент обязан отчитываться о своих годовых доходах. И Владимир Путин отчитался. За прошлый год он заработал примерно 8,5 млн рублей (больше $130 тысяч), у него есть одна квартира в собственности, одна в пользовании, гараж, две старых «Волги», автомобиль «Нива» и автоприцеп «Скиф». И все поверили, в каждой стране своя национальная налоговая специфика.

Кирилл Маркевич, предприниматель:«В сравнении с США Россия, конечно, — это райское место в плане того, чтобы спрятаться от налогов, чтобы минимизировать их.Но есть один нюанс: вот есть торт, сделанный в России, и за него мы платим российскому производителю. Когда я собирался заплатить налоги в США первый раз, налоговая служба США отказалась их принять».

А все потому, что торт купили у санкционной страны. Кириллу прислали письмо, где написали, что он может спокойно работать, пока идет проверка. А потом сказали, что все в порядки, предприниматель законы не нарушал, и все-таки взяли налоги.

Кирилл Маркевич, предприниматель:«А теперь представьте такую ситуацию в России. По крайней мере, мой адвокат там после пятиминутного смеха, когда я рассказал ему это, сказал: „Я уже представляю то маски-шоу, которое влетело в офис, поставило мордой в пол, в стену всех, кто там находился, налоговую службу, которая арестовала все счета, парализовала всю работу предприятия˝. В Америке такого нет, тут будут разбираться».

Кроме того, в США всем понятно, как законными способами уйти от налогов или хотя бы снизить их. Бизнесмен Тимур Абсаликов объясняет, что можно создать свою компанию, а дальше просто списать деньги. Самая популярная статья — благотворительность. Еще вычитаются представительские расходы: угощаешь делового партнера ланчем и с половины счета налоги не платишь.

Тимур Абсаликов, сооснователь агентства Lasting trend:«Тут есть такая небольшая игра, которой многие пользуются: когда они идут на бизнес-ланч, они заказывают самые дорогие блюда, потому что если партнер заказал сэндвич за $10, а вы стейк за $50, то вы все равно спишете по половине».

Самолеты, поезда, такси — все списывается. И даже если вы пользуетесь личным автомобилем в бизнес-целях, есть способ легально сократить налоги. Существует мобильное приложение, оно отслеживает километраж: куда ездил по работе, а куда — по личным делам.

Тимур Абсаликов, сооснователь агентства Lasting trend:«Вы можете взять телефон, нажать на кнопку и сказать: „У меня началась деловая поездка˝. И тогда эти мили, которые вы наехали, весь бензин и амортизация автомобиля вы можете списать в конце года с налогов».

Главное — сильно не увлекаться. Особо заигравшихся налоговая служба обычно вычисляет в два счета.