Во Франции завершились слушания по громкому делу о педофилии в католической церкви. Как утверждает следствие, больше 20 лет назад кардинал Филипп Барбарен узнал, но промолчал о растлении детей одним из священников прихода. Сам священник признался в своем преступлении еще два года назад, но к тому времени срок давности его дела уже истек. О том, чего теперь добиваются потерпевшие и почему представители церкви все же могут остаться на свободе, — в материале Дмитрия Новикова.
Кардиналу римско-католической церкви грозит три года тюремного заключения, если его вина в сокрытии насилия над несовершеннолетними будет установлена. Хотя потерпевшие (тогда им было по 10—15 лет, а сейчас они уже взрослые люди) рассчитывают получить хотя бы признание моральной вины и символическую компенсацию в размере одного евро.
Этот судебный процесс инициировала французская ассоциация «Освобожденное слово», ее основали жертвы педофилов-священников. И пострадавшие от таких служителей церкви не намерены ограничиваться лишь одним судом.
Кроме кардинала Барбарена на скамье подсудимых еще пять церковных чиновников. Именно они, по мнению пострадавших, преступно бездействовали, тем самым покрывая виновных. А если говорить точнее, то просто ограничивались порицанием, скрывали от общественности и правоохранительных органов факты преступлений.
Денис Стрелков, журналист русской службы международного французского радио RFI: «Филипп Барбарен — очень значимая фигура во французской церкви. Это первый раз, когда он появляется, и вообще первый раз, когда кто-то из высокопоставленных церковных чиновников появляется вот так в зале суда и вынужден отвечать на вопросы».
Кардинал Барбарен не признает себя виновным в сокрытии фактов насилия над подростками и заявляет, что сам узнал о преступлении лишь в 2014 году. То есть через два десятилетия после событий, связанных со случаями насилия.
На одном из заседаний суда Барбарен рассказал, что следовал негласному предписанию Ватикана «не раздувать скандал», поэтому потребовал от уличенного в педофилии священника покаяния. А затем, получив от него обещание больше так не делать, отправил его в другой приход. То есть не отстранил от работы и не сообщил полиции.
Пьер-Эммануэль Жермен-Тилль, потерпевший: «Мы хотим справедливости. Кардинал Барбарен знал о том, что происходило с нами. Тот священник сам ему об этом рассказал, но пообещал, что больше так не будет. В результате никаких мер предпринято не было».
Жан-Феликс Лусиани, адвокат архиепископа Филиппа Барбарена: «Мы видим, что на архиепископа Лиона хотят свалить вину за то, что он не совершал. Наши оппоненты используют его как средство для достижения своей цели — осудить церковь. Кардинал Барбарен — человек со своими душевными страданиями, со своими ошибками. Но одно можно сказать совершенно определенно: он не заслужил уголовного преследования».
Имя того самого священника, из-за которого разгорелся скандал, — Бернар Прейна. Во время допросов в 2016 году он признал свою вину, сказав, что в конце 80-х совершил сексуальные действия в отношении 13 подростков. Но несмотря на признательные показания, прокурору, следуя законам Франции, пришлось закрыть дело Прейна из-за истечения срока давности.
Во время нынешнего суда, теперь уже над его начальником, представители французской прокуратуры заявили, что не видят достаточных оснований для наказания архиепископа Лиона и других фигурантов дела о сокрытии фактов педофилии.
По действующим во Франции законам, нельзя преследовать за недоносительство, если не доказан злой умысел обвиняемых. А никакой злой умысел, как отмечают в прокуратуре, в ходе следствия доказан не был. Сейчас во Франции ждут, что решит судья. Приговор вынесут лишь 7 марта.