Среди путешественников растет спрос на посещение мест техногенных катастроф, ядерных взрывов, зон военных действий и тюрем. Интересу к трагедиям способствует и современная медиаиндустрия. RTVI рассказывает, почему экскурсии к жутким местам становятся привлекательными для туристов.

В 2018 году Netflix выпустил документальный сериал, в котором журналист Дэвид Фарриер посещает мрачные достопримечательности по всему миру. Год спустя на HBO вышел мини-сериал «Чернобыль», и его успех увеличил поток туристов в зону отчуждения. Про «мрачный туризм» пишут книги современные исследователи.

Британский словарь Collins определяет «мрачный туризм» как путешествия по местам, связанным со смертью и страданиями. Эквивалентными понятиями могут быть «танатотуризм», «черный туризм» и «скорбный туризм».

Паломничество к мрачным местам не современный феномен. В прошлом люди приходили на гладиаторские бои, публичные казни или посещали гробницы фараонов. В XIX веке в Великобритании провели первую экскурсию в тюрьму, где казнили осужденных убийц, а почти столетие спустя в США были организованы поездки на места сражений времен Гражданской войны.

Места (нажмите, чтобы увидеть список)

Музей геноцида Туол Сленг, Камбоджа. Когда-то здесь была школа, пока «Красные кхмеры» не превратили ее в центр пыток, допросов и казней.

Мемориальный парк мира в Хиросиме, Япония. Памятный парк, посвященный жертвам ядерной бомбардировки.

Государственный музей Аушвиц-Биркенау, Польша. Открыт на месте трех концлагерей, в которых нацисты убили больше миллиона человек в годы Второй мировой войны.

Чернобыль, Украина. Города-призраки Чернобыль и Припять опустели после катастрофы на АЭС в апреле 1986 года.Они находятся в зоне отчуждения и доступ туда ограничен.

Национальный мемориал и музей 11 сентября, США. Музей на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке посвящен памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года. Там также рассказывается о героизме пожарных, которые первыми пришли на помощь.

Сонгми, Вьетнам. Здесь в 1969 году американские солдаты жестоко убили сотни женщин и детей.

Музей тюрьмы на острове Роббен, Южная Африка. Там содержали политических заключенных. Например, Нельсон Мандела провел на острове 18 лет. Теперь это место считается символом триумфа над репрессиями и расизмом.

Дом-музей Анны Франк, Амстердам, Нидерланды. В этом доме Анна Франк написала свой знаменитый дневник, когда скрываясь от нацистов во время Второй мировой войны.

Исследователи пытаются ответить на вопрос, почему людей привлекают памятники или места, связанные со смертью, насилием или катастрофой. Нидерландские ученые провели опрос среди туристов, посетивших концентрационный лагерь Вестерборк. Большинство сказали, что приехали туда, потому что это место имеет историческую ценность, для того чтобы разобраться в себе и просто из любопытства.

Доцент Университета Торонто Тонг Лам отмечает, что визиты к местам трагедий помогают преодолеть страхи по поводу угроз, с которыми мы сталкиваемся, таких как изменение климата, глобализация и ядерное уничтожение. Эксперт по «мрачному туризму» из Лондонского университета считает, что людьми «движет желание реальных или символических встреч со смертью».

Популярность «мрачного туризма» можно связать и с экономикой впечатлений. Не всем туристам интересны обычные экскурсии. Поэтому туриндустрия предлагают получить новые эмоции и ощущения. Например, немецкий музей Rennsteighoehe дает пережить «опыт реальности», посетители могут провести 16 часов в бункере с настоящими надзирателями.

Музей геноцида Туол Сленг, Камбоджа Фотография: Lauren Crothers / Anadolu Agency / Getty Images

Государственный музей Аушвиц-Биркенау, Польша Фотография: @AuschwitzMuseum / Twitter

Припять, Украина Фотография: @ben_goldsborough / Instagram

Национальный мемориал и музей 11 сентября, США Фотография: Mohammed Elshamy / Anadolu Agency / Getty Images

Дом-музей Анны Франк, Амстердам, Нидерланды Фотография: @beyonce / Instagram

Критики «мрачного туризма» говорят, что путешественники и туроператоры превращают в товар места скорби и катастроф. Происходит коммерциализация смерти и эксплуатация умерших, что ведет к неправильной интерпретации исторических событий.

«Мрачный туризм» поднимает и проблему селфи-этикета в местах скорби. Существует даже блог под названием Grindr Remembers, в который попадают те, кто делал неуместные фото перед мемориалом Холокоста. Инфлюенсеров упрекают в неуважении к жертвам и в использовании мест ужаса и трагедии в качестве фона для селфи. Например, музей в Освенциме обратился с просьбой к посетителям, чтобы те проявляли уважение и не делали неуместных фотографий.

Владислав Шагалов