Международная правозащитная организация Amnesty International отозвала свое решение о признании Алексея Навального узником совести. Об этом сообщил в твиттере журналист Аарон Мате. Медиа-менеджер по Восточной Европе и Центральной Азии Александр Артемьев подтвердил это «Медиазоне».
Аарон Мате опубликовал скриншот письма от организации, в котором указывается, что Amnesty International «больше не считает Алексея Навального узником совести из-за того, что он выступал за насилие и дискриминацию и не отказался от этих высказываний».
Юридический и политический департамент организации принял такое решение из-за высказываний Навального середины 2000-х годов, которые правозащитники посчитали дискриминационными. «Тем не менее наш призыв немедленно освободить его остается в силе, так как он преследуется исключительно по политическим мотивам», — отметил Артемьев.
Amnesty International признала оппозиционера узником совести 18 февраля. Это произошло после задержания политика в московском аэропорту Шереметьево. «Задержание Алексея Навального — очередное доказательство того, что российские власти пытаются заставить его замолчать», — говорила Наталья Звягина, директор московского офиса Amnesty International. В феврале организация передала в Кремль петицию с требованием освободить Алексея Навального, которую подписали 200 тысяч человек из разных стран мира.
Навального задержали на паспортном контроле аэропорта Шереметьево по возвращении из Берлина в середине января. В Германии политик проходил лечение после отравления. Федеральная служба наказаний обвинила оппозиционера в нарушении условий испытательного срока, в частности, в неявке в контрольные органы.
Симоновский суд Москвы 2 февраля заменил Навальному условный срок по делу «Ив Роше» на реальный и назначил ему три с половиной года лишения свободы. С учетом срока, проведенного под домашним арестом, политик должен отбыть в колонии два года и восемь месяцев. 20 февраля Мосгорсуд рассмотрит апелляционную жалобу защиты Навального на решение суда.
Европейский суд по правам человека 17 февраля потребовал от российских властей немедленно освободить Алексея Навального. ЕСПЧ имеет право на такие требования, если видит угрозу жизни или здоровью заявителя. Это решение приняли в соответствии с правилом 39 регламента суда о применении обеспечительных мер.
Минюст России считает требование ЕСПЧ «явным и грубым вмешательством в деятельность судебной власти суверенного государства». В Кремле решение европейского суда назвали «неправомерным и ангажированным».