На встрече в Брюсселе 14-15 февраля министры обороны стран НАТО подпишут «секретное руководство» с планами действий на случай участия в «высокоинтенсивных конфликтах» на нескольких направлениях, утверждает Bloomberg.
В упомянутом документе содержится отсылка к ст. 5 устава НАТО, обязывающей союзников защищать друг друга. При этом, по данным Bloomberg, руководство предполагает параллельное участие стран военного блока в конфликтах «вне зоны его ответственности».
По словам высокопоставленного представителя НАТО, союзникам будет предложено перенаправить инвестиции в средства, необходимые для коллективной обороны, — тяжелое вооружение, системы противовоздушной и противоракетной обороны. Кроме того, руководство предусматривает необходимость дополнительных вложений в «цифровую модернизацию» для «комплексного использования данных, собранных в силовых структурах».
После того как документ будет подписан, военное командование НАТО в течение ближайших месяцев подробно изложит требования, накладывает в его рамках на каждого союзника, пишет Bloomberg.
Агентство напоминает, что предстоящим летом — на июльском саммите в Вильнюсе — страны НАТО могут договориться тратить не менее 2% своего ВВП на оборону. Генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг и министры обороны стран-участниц начнут обсуждение этого целевого показателя на ближайшем брюссельском саммите.
В прошлом году, после начала российской военной операции на Украине, страны НАТО пообещали увеличить расходы на оборону, но некоторые, включая Люксембург, Канаду и Италию, по-прежнему пытаются довести свой уровень оборонных расходов до действующих требований.
Источники Bloomberg из числа официальных лиц и дипломатов предположили, что 2%-ая планка может оказаться непростой целью — особенно с учетом сложной экономической ситуации, спровоцированной высокими ценами на продукты питания и энергоносители.
«Если Столтенбергу удастся заручиться их [стран-участниц НАТО] согласием с тем, что 2% должны быть нижним порогом, то это уже будет политически важным процессом. На самом деле это будет означать, что каждый будет платить более 2%», — сказал Генрих Браусс, старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям и бывший помощник генсека НАТО по оборонной политике.
В ноябре Столтенберг анонсировал, что вложения в оборону станут важной темой на саммите в Вильнюсе, добавив, что «2% ВВП на оборону следует считать полом, а не потолком». В июне 2022 года на саммите в Мадриде лидеры стран НАТО условились создать новую модель вооруженных сил, предполагающую приведение около 300 тысяч военнослужащих в состояние боевой готовности и создание сменных бригад для защиты восточного фланга.
«Поскольку Польша уже заявила о готовности потратить на оборону 4% ВВП, ее союзники по НАТО могут столкнуться с давлением со стороны стран Восточной Европы, требующих от остальных дальнейшего увеличения расходов. Более высокие требования может столкнуться с противодействием со стороны небольших стран с относительно высоким ВВП», — пишет Bloomberg.
Высокопоставленный европейский дипломат на условиях анонимности пояснил агентству, что, хотя союзники в целом согласны с необходимостью тратить на оборону больше средств, сомнения до сих пор вызывает вопрос о сроках повышения этих расходов. Так, Германия планирует потратить на модернизацию своих оборонных систем не менее $107 млрд, но не рассчитывает достичь этой цели до конца 2025 года.
Браусс считает, что, несмотря на давление США на Европу, страны ЕС до сих пор не осознают актуальность вопроса об увеличении финансирования обороны. Однако, по его словам, европейские власти могут активизироваться, если Вашингтон, переключив внимание на Китай и Индо-Тихоокеанский регион, решит переместить туда часть своих активов.
Накануне, 13 февраля, Столтенберг провел в Брюсселе брифинг, на котором заявил о необходимости «продолжать обеспечивать Украину тем, что ей нужно для победы и для достижения справедливого и прочного мира», удовлетворяя ее «насущные потребности». По словам генсека, альянс будет продолжать и усиливать поддержку Украины, поскольку президент Владимир Путин после года военной операции «не готовится к миру», а «начинает новые наступления».