10 января в Женеве состоялся первый этап переговоров между Россией и США, где обсуждались предложения Москвы о гарантиях безопасности. Среди них — запрет на вступление Украины в НАТО, на создание баз альянса в странах бывшего СССР, а также неразмещение США и Россией ракет средней и меньшей дальности в зоне досягаемости друг друга. В эфире RTVI бывший посол США на Украине Стивен Пайфер рассказал, что будут обсуждать стороны на следующем саммите, будет ли НАТО расширяться на восток и готова ли Москва к «серьезным» переговорам.

По мнению Пайфера, если посмотреть на шаблоны договоров между Россией и НАТО, то можно увидеть большое количество условий, которые неприемлемы для Запада, и Россия об этом знает.

«Есть некоторые моменты, которые могут стать поводом для дискуссии и переговоров, но только если Россия будет согласна рассмотреть опасения Запада», — объяснил бывший посол.

Но мы до сих пор не знаем, выдвинула ли Россия свои требования как возможность для переговоров, или у нее изначально была цель для безусловного отрицания этих условий стран Запада и дальнейшей эскалации конфликта на Украине.

Стивен Пайфер подчеркнул, что США и Россия отзываются о прошедших переговорах как об очень серьезных. Однако есть моменты из российских предложений, которые НАТО никогда не сможет принять, и это «изначально повод для замораживания разговора».

По словам экс-посла, к концу недели российские официальные лица будут хорошо понимать, какие из предложений могут в дальнейшем обсуждаться, а какие будут отвергнуты.

«И тут уже вопрос в том, как Россия отреагирует на это. Что США конкретно пытаются сделать – это создать дипломатический путь решения проблемы, но Россия понимает, что если она совершит ошибку, и этой ошибкой будет использование военной силы на Украине, будут значительные последствия для России, в том числе в виде новых санкций… <> Так что, даже если российская армия условно и победит, она сразу заплатит большую цену», — отметил Пайфер, подчеркнув, что вторжение России на Украину будет трагедией для обеих стран.

Он также обратил внимание на заявление замгоссекретаря Виктории Нуланд, которая сообщила о готовности США обсуждать с Финляндией и Швецией их вступление в НАТО. По словам Пайфера, Финляндия и Швеция видят скопление российских войск на границе с Украиной, из-за чего у них возникают большие вопросы, касающиеся стремлений России в Европе и возможности открыто использовать военную силу по отношению к Украине.

«Я думаю, что и финские, и шведские официальные лица хотели выразить свое право, с которым, между прочим, Москва согласилась в Хельсинки в 1994 году. Страны могут выражать свои внешние стремления и вступить в альянс, если им это вольно», — рассказал Пайфер.

Затрагивая заявление Госдепа о том, что Россия должна вернуть войска в свои казармы и прекратить учения на границе с Украиной, а также дальнейшую реакцию российского посольства, Пайфер отметил, что Россия несколько переворачивает факты.

«Россия огромная страна, самая большая страна в мире. Есть большое количество территорий, на которых российская армия может совершать свои учения, и это не будет расцениваться как угроза для Украины. Так что я думаю, что российское посольство просто пытается повернуть факты с головы на ноги», — объяснил Пайфер, подчеркнув, что если Россия продолжит наращивать военное присутствие у границ, то продуктивного общения между Западом и Россией не будет.

Также Пайфер затронул тему «Северного потока — 2», отметив, что одним из последствий возможной военной атаки России на Украину могут стать санкции, направленные против газопровода.

«Либо немецкое правительство просто убьет этот проект, либо администрация Байдена введет санкции, которые навредят этому проекту. В июле 2021 года санкции против „Северного потока — 2” были отменены, но, если Германия не сделает какие-то четкие действия после возможного вторжения России на Украину, эти санкции будут обратно введены», — рассказал экс-посол.

Отвечая на вопрос о том, смогут ли США и Запад признать Крым за Россией, Пайфер предположил, что этого не произойдет.

«Я думаю, что США и Запад будут продолжать политику непризнания Крыма как законной части территории России, и не думаю, что мы услышим что-то наподобие: „Хорошо, Россия, если уберете угрозы атаки на Украину, мы признаем Крым”. Ведь если Запад сделает это, то Россия фактически получит уступки, которые спровоцируют дальнейшую агрессию. Так что не думаю, что это произойдет», — отметил Пайфер.

Не последняя дискуссия

12 января проходят переговоры в рамках Совета Россия — НАТО в Брюсселе, а на следующий день — дискуссии представителей РФ и ОБСЕ в Вене. Москва предлагает своим западным партнерам заключить соглашение, предполагающее возобновление работы Совета Россия — НАТО, восстановление каналов связи и отход от восприятия друг друга в качестве противников.

Российская сторона рассчитывает юридически зафиксировать несколько положений:

  • Неразмещение Россией и странами НАТО своих вооруженных сил и вооружения в Европе сверх тех сил, что уже находились на этой территории к 27 мая 1997 года.

  • Исключение развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников.

  • Отказ НАТО от дальнейшего расширения, в том числе за счет присоединения к альянсу Украины.

  • Отказ стран НАТО от ведения любой военной деятельности на территории Восточной Европы (в том числе Украины), Закавказья и Центральной Азии.