Саудовская Аравия, Египет и Турция начали процедуру присоединения к БРИКС, сообщила «Известиям» президент международного форума коалиции Пурнима Ананд. По ее словам, обсуждение и возможное решение по некоторым из государств может быть принято уже на следующем саммите в 2023 году. Ранее свои заявки подали Иран и Аргентина.

Как сообщил «‎Известиям»‎ источник, наследный принц королевства Саудовская Аравия Мухаммед бин Салман «‎серьезно настроен на вступление в БРИКС»‎, а сам вопрос обсуждался во время визита главы МИД России Сергея Лаврова в исламскую страну 1-2 июня. Россия, по словам собеседника газеты, поддержала намерение Эр-Рияда.

Источник напомнил, что Турция и Египет изучают варианты вступления в коалицию «уже несколько лет», но на последнем саммите в Пекине обсуждалось возможное вступление лишь Саудовской Аравии. «Участники объединения ищут дипломатическое решение», — отметил собеседник «Известий».

Ананд сообщила, что во время саммита лидеров БРИКС, который проходил в Пекине в виртуальном формате 23-24 июня, вопрос расширения коалиции обсуждали Китай, Россия и Индия. По ее словам, Турция, Египет и Саудовская Аравия «готовятся подать заявки на членство». Она добавила, что процедура вступления не должна занять много времени, потому что эти страны «‎уже в процессе»‎.

При этом вряд ли все пять стран вступят одновременно, но кто-то из пяти стран-кандидатов, скорее всего, может вступить в объединение уже на следующем саммите, который пройдет в ЮАР в 2023 году, пояснила Ананд. По ее мнению, есть шанс, что БРИКС‎‎ станет серьезным альянсом на мировой арене и сможет ‎«увеличить обмен ресурсами, разработать авиационные, торговые и финансовые маршруты для новых мировых реалий».

Кроме того, представитель МИД России Павел Князев подтвердил «Известиям», что на прошедшем саммите было принято решение начать обсуждать процесс расширения БРИКС. Но точных сроков, когда процедура завершится, пока нет.

Онлайн-саммит БРИКС (состоит из Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР) под председательством Китая прошел 23—24 июня. Среди гостей были представители 13 стран. После саммита, как 27 июня заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, свои заявки на вступление в объединение подали Аргентина и Иран.

Президент Аргентины Альберто Фернандес пояснил, что республика стремится вступить в БРИКС, так как эта коалиция «представляет 42% населения мира и 24% мирового валового продукта». Глава МИД Ирана Саид Хатибзаде приводил такую мотивировку: членство страны в этой коалиции принесет «дополнительные преимущества» всем сторонам.

По данным Всемирного банка, ВВП Турции в 2021 году составил $815 млрд, Саудовской Аравии — $833,5 млрд, Египта — $404,1 млрд, Аргентины — $491,4 млрд. ВВП Ирана за 2020 год — $231,5 млрд.