5 сентября вертолету Ми-8 МЧС России со спасателями на борту удалось приземлиться на склон Ключевского вулкана, где во время восхождения погибли восемь человек и еще четверо ждут помощи. В чем особенности подъема на сопку и что могло стать причиной трагедии — рассказали RTVI эксперты-альпинисты из Федерации альпинизма России (ФАР).
Мастер спорта международного класса по альпинизму, вице-президент ФАР Иван Душарин
Чем отличается Камчатка от других мест по условиям восхождения. Техническая сложность там относительно высокая — третья категория. То есть требует среднего уровня альпинистской подготовки. Как правило, люди, которые туда идут, эту подготовку не всегда имеют.
Главная особенность — погодные условия. То есть близость океана создает очень сильные воздушные потоки, и резкая смена погоды создает дополнительные сложности. Полагаю, что люди просто не были готовы к таким сложным условиям: где-то допустили ошибку, один сорвался. Возможно, следующая связка пыталась оказать помощь, но тоже не обладала достаточным уровнем подготовки и погибла.
Это говорит о том, что квалификация людей, которые решили совершить восхождение, не всегда этому соответствует, а гиды просто зарабатывают. Быстро подготовить к такому подъему, то есть за день-два, — очень сложно. Нужны навыки.
Сорваться на маршруте такой категории может любой человек, но при хороших погодных условиях проходит обычно все более-менее спокойно. А как только погода резко меняется, здесь требуются определенное мужество, навыки, умение бороться со стихией, и в то же время нужно соблюдать технику безопасности. То есть правильно страховаться, действовать и так далее. К этому надо готовиться достаточно серьезно.
Мое личное мнение — если уровень подготовки ниже второго разряда по альпинизму, то на Ключевскую ходить не надо.
Член правления ФАР, глава Центральной школы инструкторов (ЦШИ), неоднократный чемпион СССР и России Александр Одинцов
Особенностей [при подъеме на сопку] никаких нет, это вполне заурядная гора с заурядным восхождением. Точнее, они есть, но они общие для всех гор такого рода. А именно: несложный технический маршрут, переменная погода. Причина произошедшего — некомпетентность руководящего состава, гидов.
Думаю, была совершена даже не одна, а целая вереница ошибок. Не знаю, была ли проведена акклиматизация предварительная для клиентов. Судя по тому, что я слышал, но это, подчеркну, непроверенные сведения, трагедия произошла в результате срыва одного из участников, который утащил за собой остальных. Я не знаю, насколько это правда, но если это так, то это одна из грубейших ошибок, которые допускают гиды. Они, не организовывая страховку, связывают людей веревкой, и срыв любого из них приводит к срыву всей связки.
Деталей [произошедшего] я пока не знаю. Но в любом случае это результат слабой подготовки гидов-проводников. Точнее, отсутствия подготовки. Не знаю, сколько еще таких трагедий должно произойти в горах, чтобы в конце концов наши руководящие органы приняли решение, что людей, отвечающих за безопасность других в горах, должна готовить Федерация альпинизма России.
В прошлом году мы говорили об этом после эльбрусской трагедии, но ни к чему это толком не привело. Сейчас принято постановление, согласно которому удостоверение гидов-проводников выдает некая комиссия под эгидой МЧС. Единственное, чего мы добились, — чтобы в нее вошел представитель ФАР.
Но это тоже неправильно. Комиссия не контролирует уровень подготовки гидов, а проводит достаточно поверхностный экзамен. Я являюсь руководителем ЦШИ, и у нас есть программа, согласно которой мы можем готовить такого рода специалистов. Но наша программа требует минимум 25 дней подготовки и некоторых финансовых затрат — в районе 70-80 тыс. рублей. Это не очень большие деньги в данном случае. И претендент должен иметь третий спортивный разряд по альпинизму. Это требует времени и денег, поэтому чаще удостоверение гида-проводника просто покупают тысяч за 5-10. И результат вот такой, как на Ключевской сопке.
Самое важное — это то, что людей в горы должны водить только подготовленные профессионалы. А водят абы кто. И исправить пока не удается.
Мастер спорта по альпинизму СССР, ведущий эксперт по присвоению почетного знака «Покоритель высочайших гор СССР», член классификационной комиссии ФАР Владимир Шатаев
Сам подъем на Ключевскую сопку не представляет особой сложности, на уровне третьей категории. Высота там приличная, 4 800 м. Должна быть акклиматизация. Непонятно, как действовали гиды. Погода там меняется часто, но так происходит во многих местах. К этому надо готовиться, иметь прогноз и так далее. Как на Эльбрусе — сейчас все идеально, а через пять минут накрывает облако и привет. Из-за такой погоды и вертолету добраться сложно.
Ключевская сопка (Ключевской вулкан) — самый высокий действующий вулкан Евразии, его высота 4,8 тыс. метров. Он состоит из насыпных отложений вулканических пород, перемешанных со льдом и снегом.
Что произошло на Ключевской сопке
Группа туристов из 12 человек, включая двух гидов, 30 августа начала восхождение на Ключевскую сопку. 2 сентября на отметке 3 300 метров двое туристов и один гид остались в лагере, остальные продолжили восхождение. На следующий день один из гидов связался со спасателями и рассказал, что пятеро туристов сорвались с вулкана на высоте 4,2 тысячи метров и погибли, другой гид сломал ногу, еще один человек находится без сознания.
5 сентября число жертв увеличилось до восьми. Сейчас два гида дожидаются помощи на высоте более 4 100 м, а двое туристов — в домике вулканологов на высоте 3 300 м.
По данным прокуратуры региона, в составе группы были жители Алтайского, Приморского и Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей. Возбуждено уголовное дело по статье причинение смерти по неосторожности двум или более лицам.
В пресс-службе краевого учреждения Центра обеспечения действий по ГО и ЧС сообщили, что вертолет со спасателями из-за сильного ветра и пепла смог приземлиться на отметке 1 663 метра. По данным ведомства, поисково-спасательная операция зависит от погоды, пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
На склоне Ключевского на высоте 1 400 метров находится еще одна группа спасателей — 24 человека, отмечает агентство, которые разбили на склоне базовый лагерь. Это сделано на случай, если в дальнейшем вертолет не сможет по каким-либо причинам забрать спасателей и пострадавших, и им потребуется помощь.