Евросоюз решил не продлевать санкции в отношении трех российских бизнесменов — собственника группы компаний ЕСН Григория Березкина, экс-президента и совладельца «Нортгаза» Фархада Ахмедова и бывшего гендиректора Ozon Александра Шульгина. О том, кто они такие и чем известны, — в материале RTVI.

Срок действия ограничительных мер, которые были введены властями ЕС в отношении всех трех бизнесменов после начала российской военной операции на Украине, истечет 15 сентября. Постановление о снятии санкций с Шульгина суд Евросоюза вынес 6 сентября — и это первый случай, когда ЕС отменяет санкционные меры в отношении российского бизнесмена по судебному решению.

Григорий Березкин

Григорий Березкин в 2021 году и на протяжении нескольких лет до этого входил в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России, Forbes оценивал его состояние в $750 млн.

Основанная Березкиным группа ЕСН специализируется на реализации индустриальных и инновационных проектов в нескольких секторах российской экономики — нефтегазохимическом, электроэнергетическом, медийном, связанном с венчурными инвестициями и IT. Основными активами группы являются холдинг РБК, ИД «Комсомольская Правда», газета «Метро», энерготрейдинговая компания Русэнергосбыт, нефтеналивные терминалы Уяр и Сковородино, компании Jolla и «Открытая мобильная платформа», разрабатывающие мобильную операционную систему Sailfish.

Санкции против Березкина, введенные Евросоюзом 8 апреля 2022 года, были аргументированы тем, что бизнесмен якобы считается «приспешником» российского президента Владимира Путина.

Издание «Агентство», признанное в России иноагентом, обнатило внимание, что в 2022 году в мировых СМИ появились «обеляющие Березкина» статьи, и усматривает в их публикации «признаки пиар-кампании по снятию санкций» с бизнесмена. В июне стало известно, что Европейский суд в Люксембурге рассмотрит исковое заявление Березкина о снятии с него санкций и возмещении связанного с их действием ущерба деловой репутации. Иск был подан бизнесменом примерно за год до этого, 16 июня 2022 года.

Березкин приводил семь пунктов в поддержку своего требования:

  • неправомерность санкций, основанных на «ошибочной оценке», которая не имеет никакого отношения к событиям на Украине,
  • нарушение прав на эффективную судебную защиту,
  • невыполнение обязательства Совета ЕС аргументировать введение санкций: в качестве аргументов, по словам Березкина, ему предъявили только «публикации в прессе» и «выдержки с сайтов»,
  • нарушение принципов соразмерности и равноправия: бизнесмен утверждал, что не оказывает влияния на позицию Москвы в отношении Киева, а значит, введенные против него санкции не соответствуют целям, перечисленным в Решении и Регламенте Совета Евросоюза,
  • нарушение принципа законности и принципа правовой определенности,
  • нарушение основных прав — в частности, на собственность и свободу передвижения,
  • нарушение прав на защиту — отсутствие индивидуального уведомления о включении в санкционный список и причинах этого решения, из-за чего бизнесмен не имел возможности изложить свою позицию.

Фархад Ахмедов

Сергей Портер / Ведомости / ТАСС

Фархад Ахмедов занимает 49 строчку в рейтинге российских миллиардеров по версии русскоязычного Forbes. Журнал оценивает его состояние в $1,7 млрд. Американская версия журнала Forbes определила бизнесмена на 2337-е место в мире, оценив его активы в $1,1 млрд.

Карьеру Ахмедов начинал в конце 1980-х годов с торговли соболями на Лондонской товарной бирже, но вскоре перешел в газовую отрасль, основав компанию Tansley Trading, которая поставляла оборудование российским газовым предприятиям, а потом получил долю в компании «Нортгаз», созданной «Газпромом» и американской Bechtel Energy для разработки Северо-Уренгойского месторождения в ЯНАО. В 2012 году после длительного конфликта с российским газовым гигантом бизнесмен продал свою долю «Новатэку» Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона за $1,375 млрд.

С 2004 по 2009 годы Ахмедов был сенатором Совета Федерации ― сначала от Краснодарского края, затем от Ненецкого автономного округа (НАО), — и этом качестве начал реконструкцию курорта Красная Поляна, но в 2006 году продал его бывшему депутату кубанского заксобрания Ахмеду Билалову.

Конфликт с «Газпромом» и самый дорогой развод. Чем известен бизнесмен Фархад Ахмедов

В 2018 году Минфин США внес Фархада Ахмедова в так называемый «кремлевский доклад» ― не имеющий юридической силы список российских чиновников и бизнесменов, которых Вашингтон счел приближенными к президенту России Владимиру Путину. Сам бизнесмен утверждал, что этот доклад создан, чтобы провоцировать раскол российской элиты, а также обвинял Вашингтон в попытках относиться к российским предпринимателям как к «бессловесному стаду и быдлу, клеймить и забивать на мясо по одному».

В санкционный спиской ЕС Ахмедов был внесен как «близкий к Кремлю ведущий бизнесмен», работающий в секторах экономики, которые «обеспечивают существенный источник доходов правительства Российской Федерации».

В июне 2022 года Ахмедов, как и Березкин, подал иск в попытке опротестовать введение европейских санкций и вернуть арестованную яхту Luna. Адвокаты бизнесмена утверждали, что он больше не работает в энергетическом секторе России, не занимал никаких политических должностей более десяти лет, а также «не был близок к Кремлю и никогда не входил в круг президента Владимира Путина». Защита также отметила, что Ахмедов много лет находится в споре с госкорпорацией «Газпром».

В середине марта 2023 года в соцсетях появилась запись телефонного разговора якобы между Ахмедовым и музыкальным продюсером Иосифом Пригожиным. Участники беседы резко критиковали военную операцию на Украине, а также российскую власть, в частности президента Владимира Путина. Пригожин сначала назвал запись фейковой, но позже рассказал, что общается с Ахмедовым, признал, что произносил некоторые фразы, и предположил, что они были смонтированы. Ахмедов запись не комментировал. Сейчас, узнав о предстоящем снятии санкций с Ахмедова, Пригожин заявил RTVI, что может только поздравить бизнесмена с этим известием.

Александр Шульгин

Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Александр Шульгин — выпускник Ростовского государственного университета, начавший свою карьеру в 1997 году с работы в российском представительстве компании Coca-Cola. Через десять лет стал финдиректором Coca-Cola Hellenic в России, а с мая 2010 года — финдиректором холдинга «Яндекс», IPO которого на Нью-Йоркской бирже NASDAQ готовил в 2011 году. С 1 сентября 2014 года Шульгин стал гендиректором российского «Яндекса», но в ноябре 2017 года компания анонсировала его уход.

В декабре стало известно, что Шульгин назначен гендиректором группы компаний Ozon. В ноябре 2020 года российский Forbes писал, что в 2021 году он может войти в рейтинг директоров-капиталистов Forbes, поскольку принадлежащий ему пакет акций Ozon оценивается в $102 млн — после IPO на американской бирже NASDAQ и на Московской бирже. Документы Ozon к IPO на сайте Комиссии по ценным бумагам США указывали на то, что Шульгин владел 2 558 275 акций группы компаний (1,4%), а в 2021 году его пакет должен увеличиться еще на 500 000 акций.

11 апреля 2022 года Евросоюз ввел санкции против Шульгина, обосновав их тем, что 24 февраля он присутствовал на встрече российских «олигархов» с президентом России Владимиром Путиным, и этот факт якобы свидетельствует о поддержке бизнесменом политики Кремля в отношении Украины.

В тот же день пресс-служба Ozon объявила, что Шульгин покинул пост гендиректора и вышел из совета директоров, где его сменит финдиректор Игорь Герасимов, который также займет пост исполнительного директора, а руководство группой компаний перейдет к коллегиальному органу управления. «Он будет принимать стратегические решения и управлять бизнес-операциями на основе принципа коллегиальности управления, который де-факто действует в Ozon и уже доказал свою высокую эффективность», — говорилось в релизе Ozon.