Иерей храма иконы Божией Матери «Казанская» Игорь Черемных в Кемерове в репортаже о военно-патриотических лагерях местного телеканала «Кузбасс-1» назвал «Не убий» заповедью «для гражданских каких-то» и отметил, что Русская православная церковь приветствует, когда молодежь стремится попасть на службу в армию. Однако опрошенные RTVI священнослужители считают мнение клирика слишком категоричным, потому что однозначной позиции по этому вопросу нет.
Что произошло
Летом 2022 года в Кузбассе открылись 13 «военно-спортивных лагерей» для школьников от 8 до 16 лет. Комментируя это событие телеканалу «Кузбасс-1», Черемных заявил, что церковь поощряет мероприятия, когда молодые люди тренируются и готовятся для службы в армии или других структурах. Он подчеркнул, что речь должна идти о «службе Отечеству». «Заповедь «Не убий»— это, может быть, гражданских каких-то [касается]. <…> А это именно о защите родины, веры, наших семей — это, наоборот, богоугодное дело», — сказал он.
Мнения священнослужителей
Исторически у Церкви нет единой позиции по поводу отношения к воинской службе — это очень тяжелый и сложный вопрос, объяснил RTVI член Синодальной комиссии по биоэтике и Межсоборного присутствия РПЦ, богослов Сергей Худиев. «Мы можем найти разные примеры в святоотеческом наследии. Думаю, в значительной степени это вопрос личной совести человека и его личных отношений с Богом. Не сказал бы, что разделяю мнение этого священника, хотя мы можем найти определенные прецеденты для такого отношения в Священном писании. Во многом это вопрос компромисса, потому что так или иначе государства всегда ведут боевые действия», — сказал он.
Церковь может объявить такие действия греховными и не иметь никаких дел с военными или же попытаться оказать какое-то влияние для общего смягчения нравов, чтобы люди на войне не совершали жестокости и насилия сверх приказа.
«Присутствие священника среди воюющих не означает, что он одобряет войну, потому что он оказался в ситуации, которую не создавал. Он стремится принести столько добра, сколько он может. Это ситуация тяжелого компромисса», — добавил Худиев.
Вопрос богоугодности войны тоже не простой, отмечает священнослужитель: у РПЦ есть своя догматика и своя этика, но по каждой конкретной ситуации могут быть самые широкие разногласия. «Для Церкви это нормально, она не КПСС», — подчеркнул богослов.
«То есть если человек не придерживается догматов, то он не христианин. Есть заповеди Божьи, которые нельзя изменить или отменить. Но дальше мы можем столкнуться с ситуацией, когда один христианин скажет: «Нет, здесь это недопустимо!», а другой скажет, что это компромисс и допустимо. На одну и ту же тему могут существовать разные мнения внутри одной и той же Церкви, могут быть различные трактовки в различных конкретных ситуациях», — резюмировал Худиев.
Настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, протоиерей РПЦ Владимир Вигилянский, в свою очередь, напомнил, что даже во время Великой Отечественной войны, и в другие периоды ведения боевых действий православные люди исповедовались в убийстве других людей. После этого уже священник решал их судьбу, вникнув в обстоятельства, потому что убийство другого человека могло привести к отлучению от причастия, епитимье.
«У каждого греха есть свой контекст. Может быть, человека заставили, может быть, он защищал других или свою семью во время войны. Безусловно, заповедь «Не убий» для православных людей существует, но наказание за ее нарушение зависит от контекста. Например, человек участвовал в операции по принуждении к миру, чтобы не было больше жертв, и так далее. Обстоятельств много, но дальше уже дело священника, духовника понять все обстоятельства», — объяснил священнослужитель.
Нет четких правил в этом вопросе, эти грани очень размыты, отметил протоиерей, но если священник «правильно разберется, то он сможет понять эти дефиниции».
Генри Достоевский