Несмотря на то, что кризис 1998 года в отдельных моментах похож на экономическую ситуацию в начале 2022 года, сравнивать их все же не стоит, потому что между ними есть несколько ключевых отличий, отмечают опрошенные Daily Storm эксперты. Например, в конце 1990-х не шла речь о «враждебном окружении» и военной спецоперации. Кроме того, уверены специалисты, вряд ли в ближайшее время цены на товары снизятся, потому что этому помешают курс доллара, проблемы с логистикой и не всегда обоснованный ажиотаж вокруг отдельных товаров.

Как сообщил Daily Storm заслуженный экономист России Евгений Гольдфайн, кризис 1998 года вынудил россиян покупать отечественные товары, что позитивно сказалось на развитии российской экономики. Но в остальном, пояснил специалист, есть ключевые различия: не было такого санкционного давления и военных спецопераций.

Сейчас, по мнению Гольдфайна, следует учитывать, что на рост цен влияют ажиотаж и курс доллара, при этом последний напрямую связан с разными факторами, например, логистическими. При этом возбужденное внимание покупателей к тем или иным товарам эксперт счел положительным моментом, потому что это привело к «активизации потребительского рынка».

Вице-президент «Центра стратегических разработок» Владимир Косой также сообщил Daily Storm, что вряд ли России стоит ждать повторения 1998 года. При этом он призвал готовиться к худшему в сфере продовольственной инфляции. Для того, чтобы понять, насколько будет тяжелее жить, Косой предложил проанализировать: взять отдельный товар, например, подсолнечное масло или гречневую крупу, и посмотреть, какой на них была цена 1 февраля и какой стала 18 марта. Это основное, на что может посмотреть простой человек с зарплатой ниже среднего, отметил специалист.

Доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин вслед за коллегами назвал проблемы с логистикой одним из факторов роста цен на рынке. В частности, из-за санкций многие компании просто прекратили поставки и обслуживание грузов, которые идут в Россию, или вынуждены искать обходной путь, что приводит к удорожанию овощей и фруктов.

Кроме того, на рост цен напрямую оказал влияние резко возросший на фоне проведения спецоперации курс доллара. В итоге предприятия и компании, оставшиеся без импортных запчастей или товаров, были вынуждены тратить накопленные средства не на производство, а на компенсацию внезапных трат, покупая аналоги взамен исчезнувшей продукции.

На этом фоне возникает паника и дефицит. Люди пытаются купить что-то по старым ценам или просто купить что-то про запас. Это вызывает спрос по закону рынка. А спрос по закону рынка вызывает рост цен. Чем выше спрос, тем выше цены. То есть были дополнительные факторы, которые возникли на фоне роста рубля, — пояснил Капусткин.

Экономика России после начала спецоперации

Президент России Владимир Путин объявил 24 февраля о начале спецоперации на Украине, главными задачами которой были названы «демилитаризация» и «денацификация» соседней страны. После этого Евросоюз, США, Япония и другие государства ввели против России несколько пакетов санкций, вследствие чего в стране возник высокий спрос на сахар.

Российское правительство поручило профильным ведомствам, в том числе ФАС и ФНС, разработать предложения по урегулированию цен на сахар. По данным Росстата, чьи данные приводит Daily Storm, всего за одну неделю с 5 по 11 марта стоимость продуктов выросла в среднем на 2,1%.

Помимо сахара подорожали помидоры (на 12,3%) и бананы (11,3%). Кроме того, выросли цены на телевизоры (12,5%), смартфоны (6,5%) и импортные машины (6,9%).

Газета «Коммерсантъ» 18 марта сообщила, что российские птицефабрики начали уведомлять ретейлеров о повышении отпускных цен на яйца. В рознице цены на них уже выросли на 25%, а в ближайший месяц ожидается подорожание еще до 40%.

В другой публикации «Коммерсантъ» указывает, что с 28 февраля по 6 марта совокупные продажи антидепрессантов в аптеках превысили 525 млн рублей, что в четыре раза больше, чем в 2021 году. Это привело к нехватке препаратов на полках, при этом производители заявили, что не сокращали поставки.

RTVI 16 марта проанализировал, как вырос спрос на базовые продукты. После начала военной операции и введения санкций многие торговые сети ограничили продажу сахара в одни руки, а правительство ввело запрет на его экспорт до 31 августа.