Вечером 26 января курс евро превысил 90 рублей впервые с июля 2021 года, свидетельствуют данные Мосбиржи. Европейская валюта выросла в цене на 1,43 рубля и торгуется на уровне 90,2 рубля. Одновременно с этим доллар также достиг рекордных значений с ноября 2020 года – 80,03 рубля. В то же время стоимость мартовского фьючерса на нефть марки Brent поднялась выше $90 за баррель впервые с октября 2014 года.
В начале дня рубль укреплялся параллельно ускорению роста цен на нефть, рассказал РБК эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. Но это не смогло компенсировать негативный новостной фон, в результате чего национальная валюта к вечеру сдала позиции.
Падение рубля последовало за новостью о том, что посольство США в Киеве призвало американских граждан рассмотреть возможность покинуть Украину из-за «возросшей угрозы военных действий со стороны России».
Стремительное снижение стоимости национальной валюты началось в середине января 2022 года после малоуспешных переговоров России и США о гарантиях безопасности. Запад отказался от нерасширения НАТО, которого требовала Москва, а российские дипломаты отказались предоставить гарантии деэскалации ситуации на границах с Украиной.
На фоне геополитических опасений, угроз новых санкций США против РФ и отсутствия компромисса Москвы с представителями Запада инвесторы начали распродавать российские активы. 14 января индексы Мосбиржи и РТС рухнули до минимумов с весны 2021 года.
24 января Центробанк России объявил, что приостанавливает покупку иностранной валюты на внутреннем рынке на фоне внушительного падения рубля. При этом в ЦБ подчеркнули, что имеют достаточно инструментов для предотвращения угрозы финансовой дестабилизации и следят за тем, как развивается ситуация на рынке.
Напряженность вокруг Украины может ударить не только по России, но и по всему мировому рынку, считают аналитики американского инвестбанка JPMorgan Chase & Co. По их мнению, даже без вторжения России на территорию соседнего государства цены на нефть могут вырасти до $150 за баррель уже к третьему кварталу 2022 года. Подорожания сырья до этой отметки достаточно, чтобы значительно сократить темпы роста ВВП в мире и разогнать глобальную инфляцию почти вдвое — до 7,2% вместо прогнозируемых 3%.